Духовная культура личности. Понятие о духовной культуре личности и проблемы её формирования на современном этапе.
Выступая качественным показателем духовной жизни общества , духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов ,как духовная деятельность , духовные потребности, духовное потребление , социальные институты , духовные отношения и общение.
По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся есть единство прежде всего морально-нравственного , экологического и трудового воспитания.
Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни , раскрыть закономерности становления гармонически развитой , общественно активной личности.
« Духовное выживание возможно » - так считали участники дискуссии , которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических наук СССР на расширенном заседании Бюро отделения философии, политологии , культуры. В ней приняли участие : Б.Неменский – член-корреспондент АПН, народный художник ; Е.Квятковский – действительный член АПН ; В.Лакшин – главный редактор журнала «Иностранная литература»; Н.Кушаев – кандидат педагогических наук ; Л.Буева – академик , секретарь отделения философии, политологии, культуры АПН и многие другие. Обсуждалась концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе ( руководитель работы Б.Неменский ) и современная концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под редакцией Е.Квятковского).
Б.Неменский , в частности , утверждает , что различные виды искусства способны вводить ребёнка в мир природы , в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и легче , чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека . «Какое место по времени должно занимать в школе изучение искусства ? Сейчас , например, его снизили с 7-го до 6-го класса. Кстати снижение шло на протяжении всех лет Советской власти…Можно ли без искусства в старших классах ? Где это доказано , что старшеклассник может развиваться без музыки и ИЗО ? Без искусства – от первого до выпускного класса – школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика. Итак искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное положение в структуре образования , стать точкой роста новой , очеловеченной системы образования ».