Значение проверки знаний учащихся старшего звена по общей биологии.
При помощи умело поставленных вопросов учитель не просто проверяет, что удержала память ученика из прочитанного в книге, а проникает сам в процесс овладения знаниями, происходящий в сознании ученика. На неумело поставленные вопросы в памяти учащихся возникают отрывки разрозненных сведений из разных отделов, не связанных логически, а это только тормозит развитие понятий нарушением логики жизни.
Кроме устного опроса, возможны следующие формы проверки и учета знаний учащихся:
· узнавание предложенных объектов, изображений, процессов и явлений на таблице, выявление закономерностей на предложенных объектах, повторение опыта, поставленного в классе на уроке,
· демонстрация объектов, коллекций, гербариев, таблиц, иллюстрирующих ответ,
· монтирование схем из деталей схем моно и дигибридного скрещивания,
· выполнение рисунков и схем,
· решение задач,
· письменные работы,
· упражнения.
Проверка знаний и умений – важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.
Изучение состояния биологической подготовки учащихся – непременное условие совершенствования учебно – воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять процессом обучения.
Систематическая проверка знаний способствует выработке у школьников установки на длительное запоминание, на выполнение пробелов в их подготовке, на повторение и выполнение ранее приобретенных знаний в новую систему. [49].