Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте
Учитывая, что мышление подростка (особенно младшего под- ростка) еще в значительной степени конкретно, необходимо так строить обучение, чтобы имела место по возможности опора мышления на наглядные представления. Для устранения или предупреждения имеющего место отрицательного влияния непосредственного чувственного опыта на процесс мышления необходимо в соответствующих случаях корригировать наглядные впечатления, словом или соответствующей вариацией образов.
Учитель должен подумать, какими путями может пойти мысль учащихся в процессе формирования понятий, и принять меры против возможного замещения отвлеченных признаков наглядными. Этой цели может служить максимальное разнообразие наглядного опыта, демонстрация разнотипных случаев (но не просто большого количества), в которых бы варьировались несущественные признаки. Формируя, скажем, у младших подростков понятие «остров», надо показать на карте, что острова могут быть большие и малые, равнинные и гористые, разных очертаний, океанические и материковые. Обучая геометрии,— обязательно варьировать чертежи при доказательстве теорем, избегая стандартного расположения фигур.
Разумеется, далеко не всегда есть возможность исчерпать на уроках все многообразие чувственного опыта. Да в этом и нет нужды, так как важно дать понять учащимся, как ограничен чувственный чувственныйчч опыт, показать принципиальную возможность выхода за его пределы. Важно, чтобы учащиеся поняли, например, что, доказывая теорему «внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних, с ним не смежных» на конкретном треугольнике, они тем самым доказывают ее для любого треугольника и любого из шести его внешних углов.
Следует в полной мере использовать регулирующую функцию слова по отношению к восприятию, в частности, выразить словесно не только существенные, но и основные вариации несущественных признаков. Например, учитель поясняет, что «корни растений не обязательно должны находиться в земле», «водоразделом может служить возвышенность любой высоты, водоразделом являются высочайшие горы» и т. д. Конечно, наилучшие результаты дает комбинирование показа и разъяснения. Например, вводя понятие вертикальные углы», учитель говорит: «Вертикальные углы не обязательно чертить так, как в учебнике. Они могут занимать и такое, и такое, и такое положение (чертит и: доске), величина углов также может быть различной (демонстрирует).
Точно так же учитель показывает и одновременно поясняет, что внешний угол не обязательно должен быть тупым, что существенные признаки внешнего угла сохраняются при измене- нии его величины и расположения. В этих случаях учащиеся осознают существенные признаки в ясном противопоставлении несущественным, случайным признакам, и неравномерного замещения признаков не наступает.
Необходимо учитывать сложившиеся у подростка житейские понятия и их возможное отрицательное влияние на процесс усвоения научных понятий.
Учитель должен сопоставить те и другие понятия, обратить внимание на своеобразие научного понятия. С этой целью он может, например, объяснить: «В жизни слово «опустить» всегда означает движение сверху вниз. Ведь никто не скажет, что воз- душный шар с земли опустился в воздух. Но в геометрии слово «опустить» употребляется часто в ином смысле.
В данном случае «опустить перпендикуляр из точки на прямую» значит «провести перпендикуляр из точки на прямую», А так как прямая и точка могут иметь различное положение (чертит на доске), то не следует удивляться тому, что в иных случа- ях мы «опускаем» перпендикуляр, проводя его снизу вверх (де- монстрирует)».
Наконец, чтобы предупредить неправильное обобщение, рекомендуется иллюстрировать исключения из данного общего правила лишь после усвоения последнего. Например, разбирая на уроке зоологии внешнее и внутреннее строение птиц, нельзя в ка- честве иллюстрации использовать скелет птиц-бегунов, так как строение птиц определяется главным образом их жизнью в воз- душной среде и данный случай представляет собой исключение.
Развитию мышления, правильному усвоению понятий способствуют упражнения на практическое применение усваиваемых понятий. Этот факт настолько хорошо известен, что мы не считаем необходимым останавливаться на нем детально.
Наконец, для развития мышления подростка необходимо по- вседневно и систематически учить его приемам правильного, ло- гического мышления, не оставлять без внимания ни одной ло- гической ошибки.
Разумеется, это является обязанностью не только учителя родного языка. Развиваю логическое мышление все учителя.
В этом отношении важна повседневная и согласованная работа всего учительского коллектива. Многочисленные наблюдения показывают, что даже простейшие логические операции (не говоря уже о сложных) нередко вызывают затруднения у подрост- ков (особенно младших подростков).