Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте
Например, многие из них дают логически неправильные определения, не указывая рода («СущесТвительное — это которое обозначает название предмета», «Гора — это поднимающаяся над окружающей местностью», «Термометр — это который служит для измерения температуры», «Феодал — это который эксплуатирует крестьян»), указывают не все признаки, входящие в состав видового отличия («Окружность — это замкнутая кри- вая линия», «Диаметр — это линия, соединяющая две точки ок- ружности»), допускают иной раз круг в определении («Земная ось — это воображаемая линия, соединяющая оба полюса; по- люс — конец земной оси») . Часто встречаются случаи, когда подростки производят логически неграмотное деление понятия. («За выполнение задания принялись все ученики нашего класса: мальчики, девочки, пионеры, отстающие»; «В XVI веке из крестьян Италии высасывали соки все помещики-феодалы, духовенство, сеньоры и рыцари».)
Учитель обращает внимание подростков на логическую несуразицу в их ответах, учит их логически грамотно выражать свою мысль. Очень полезно приучать подростков самостоятельно исправлять допущенные логические ошибки.
Для развития самостоятельности и критичности мышления нужно требовать от подростков рецензирования ответов товарищей на уроках по определённому плану:
а) достоинства ответа (правильность и глубина изложения, последовательность изложения, стилистическая грамотность);
б) недостатки ответа (слабое знание фактического материала, неумение изложить свои мысли по плану, бедность речи).
Составленные рекомендации содержат основные положения по развитию мышления в подростковом возрасте. Однако необходим дальнейшее внедрение новаторских способов и методов развития этого одного из основных познавательных процессов в жизни и деятельности каждого человека.