Определение коммуникативной сферы и уровня речевой готовности к обучению учащихся первых классов.
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы «Речевая готовность ребенка к школе как основа дифференцированного подхода в обучении младших школьников" было проведено исследование. В эксперименте приняли участие 40 учащихся 1- х классов общеобразовательной школы № 14 г.Биробиджана. Экспериментальная работа проводилась в течение 1999-2001 учебного года и предусматривала 3 этапа.
На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление коммуникативных способностей и уровня речевой готовности учащихся первых классов к обучению в школе.
Целью второго этапа являлась разработка содержания и проведение дифференцированного обучения с учащимися 1 «Б» класса общеобразовательной школы № 14 г.Биробиджана.
Цель третьего этапа исследования – выявить индивидуально-психологические, и уровень речевого изменения при создании благоприятных условий обучения в 1 классе.
Цель констатирующего этапа эксперимента предполагала определение уровня:
1. Коммуникативных способностей.
2. Речевой подготовки .
Для комплексной оценки и выявления уровня развития коммуникативной сферы учащихся первых классов были выбраны следующие методики:
¨ Уровень развития общительности (А.И. Фукина, Т.Б. Курбатская),
¨ Уровень школьной зрелости (Я.Йирасека),
¨ Уровень развития школьной мотивации (Т.И.Нежновой).
Уровень развития общительности был проанализирован в процессе игровой деятельности учащихся, оценивался по следующим критериям:
10 баллов – сверхактивный, то есть постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.
9 баллов – очень активный, то есть вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.
8 баллов – активный, то есть идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.
7 баллов – скорее активный, чем пассивный, то есть участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.
6 баллов – трудно отдать предпочтение активный или пассивный, то есть позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, но и участвовать не отказывается.
5 баллов – скорее пассивный, чем активный, то есть иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.
4 балла – пассивный, то есть только иногда не участвует в играх и общении когда его настойчиво приглашают.
3 балла – очень пассивный, то есть не участвует в играх, только наблюдает.
2 балла – замкнутый, то есть не реагирует на игры сверстников.
Таблица 2.1.1
Характеристика развития общительности первоклассников на начало обучения.
Наименование показателей |
Учащиеся общеобразовательной школы №14 1 «А» класса |
Учащиеся общеобразовательной школы № 14 1 «Б» класса |
сверхактивность |
4 |
2 |
очень активный |
2 |
1 |
активный |
3 |
1 |
средне активный |
3 |
2 |
умеренно активный |
6 |
8 |
пассивный |
1 |
3 |
очень пассивный |
1 |
3 |
замкнутый |
0 |
1 |