Определение коммуникативной сферы и уровня речевой готовности к обучению учащихся первых классов.
Все учащиеся с данным заданием справились. Однако такие слова как : объединять, шершавый, вывали у учащихся затруднения.
Исследование позволило прийти к выводу. Что уровень определения понятий в обоих классах сравнительно одинаков.
Речевая активность ребенка предполагает общую активность в игре и в социативной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы. С целью проверки речевой активности ребенка, была предложена следующая методика.
Методика 2. Выяснение пассивного словарного запаса.
В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагают те же самые наборы слов по 10 слов в каждом, что и в первой методике. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагается из следующего ряда выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов зачитывается медленно с интервалом между каждым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному.
Оценка результата.
Если ребенок правильно нашел значения от 40 – 50 слов – 10 баллов.
Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 – 40 слов – 8 – 9 баллов.
Если ребенок смог правильно найти от 20 – 30 слов – 6 – 7 баллов.
Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 – 20 слов – 4 – 5 балла.
Если ребенку удалось объединить по смыслу меньше 10 слов – 3 балла.
Результаты исследования занесены в таблицу 2.1.12 (приложение 7)
Таблица 2.1.13
Сравнительный анализ уровня развития пассивного словарного запаса учащихся.
Наименование показателей |
Учащиеся общеобразовательной школы №14 1 «А» класса |
Учащиеся общеобразовательной школы № 14 1 «Б» класса |
Очень высокий |
3 |
1 |
Высокий |
8 |
7 |
Средний |
8 |
12 |
Низкий |
1 |
0 |
Очень низкий |
0 |
0 |
Проводя эту методику , я увидела, что не все учащиеся с первого раза, то есть после первого прочтения очередного ряда сумели отыскать нужное слово, а иногда ребенок делал свой выбор, но этот выбор оказывался неправильным. Отсюда и такие результаты.
Внутренняя (мысленная) речь наиболее близка к внешней. Когда учащийся составляет какой – либо текст, то он его формулирует «про себя», мысленно. В этой ситуации младший школьник тщательно отбирает слова, строит предложения.
Проверка третьего показателя уровня речевой готовности – внешняя речь, то есть речь – общение. С этой целью была предложена младшим школьникам третья методика
Методика 3. Определение активного словаря.
Учащимся предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Их просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводными конструкциями, что свидетельствует об уровне развития его речи.
Оценка результатов.
10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи встречается не меньше 10 перечисленных в протоколе признаков.