Различные виды работы при обучении письменной речи в старших классах
Содержание письменного речевого произведения определяется его деятельностной целью и задачами, такими, как эмоциональное взаимодействие, эмоциональное воздействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, передача информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого потенциала человека.
Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения. К формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в содержание обучения, относятся:
· поздравительные открытки,
· телеграммы (личного и делового содержания),
· записки (членам семьи, друзьям и коллегам по работе),
· вывески (на домах, учреждениях),
· этикетки (на товарных упаковках),
· подписи к рисункам,
· объявления-инструкции,
· объявления-информации (о поиске работы, о приеме на работу, о событиях спортивной и культурной жизни)
· меню
· рекламы
· приглашения
· соболезнования
· личные письма
· деловые письма, в частности письма о приеме на работу
· благодарственные письма
· письма с протестами и жалобами
· обращения (к руководителю, общественности)
· ответы на заявления
· автобиографические сведения
· характеристики
· заполненные анкеты и бланки
· справки
· опорные схемы для выступлений перед аудиторией
· инструкции (по технике безопасности, по выполнению заданий)
· рецепты (кулинарные, как известные, так и собственные)
· дневники (наблюдений, путешествий)
· диктанты
· библиографии (произведения автора, книги по проблеме)
· конспекты (краткое изложение содержания прочитанного)
· заметки в стенную газету
· впечатления (об увиденном и услышанном)
· книжные обозрения
· рецензии (на книгу, на рассказ, произведение искусства)
· отчеты (о наблюдениях, об анкетировании, об опросе)
· доклады (о состоянии проблемы, об изучении конкретных случаев)
· изложение (прочитанного, услышанного)
· резюме (основная идея прочитанного, услышанного)
· сообщения (о новостях, о последних событиях)
· обзоры (статей в газете, событий за неделю)
· аннотации, т.е. précis (основное содержание рассказа, книги, фильма)
· рефераты (краткий обзор прочитанного)
· тезисы (краткое изложение выступления)
· проекты (взгляд на состояние и изменение окружающего мира)
· очерки (собственный взгляд на вещи и явления)
· сочинения (интерпретация темы или проблемы)
· рассказы (придумывание фабулы и сюжета)
· стихи (создание стихотворных произведений разной формы).
Формы письменных речевых произведений имеют соответствующие и, нередко, общепринятые признаки.
Цель старшего этапа (обучение действиям, обеспечивающим использование письма в коммуникативных целях), который реализуется упражнениями речевого характера, - сформировать действия, обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме. Главная особенность упражнений этого типа состоит в переключении произвольного внимания учащихся с формальной на смысловую сторону высказывания. Этому способствует определенный уровень автоматизации действий с языковым материалом.