Методика обучения математике в коррекционных классах, направленных на развитие математических способностей учащихся.
- Значит из прямой вот что получилось: мой отрезок и ещё два луча. Давайте и мы начертим лучи у себя в тетради.
- Скажите, чем же отличаются и что общего между прямой, отрезком и лучом? (общее – все прямые). Отрезок и луч имеют конец, только отрезок – два конца, а луч – один. У прямой конца совсем нет.
Далее следуют задания на закрепление.
Теперь рассмотрим фрагмент урока на арифметический материал.
Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся на 0».
(40+20);(50-30)
На доске десятки (полоски, содержащие 10 квадратов)
40+20
Учитель на доску выкладывает 4 полоски.
Учитель: сколько десятков на доске?
Ученик: четыре.
Учитель: какое это число?
Ученик: 40.
Учитель добавляет ещё 2 полоски в другую сторону доски.
Учитель: Добавлю ещё десятки. Сколько на доске?
Ученик: 2.
Учитель: какое число?
Ученик: 20.
Учитель: а теперь нам нужно узнать сколько десятков и тут (показывает на 4 десятка) и тут (на 2 десятка) вместе. Как это сделать?
Ученик: сложить 4 десятка и 2 десятка.
Учитель: записывает 4 десятка+2 десятка=6 десятков
40+20=60. Что общего в числах 40,20,60?
Ученик: 0 – единиц.
Учитель: Я могу ещё по-другому записать этот пример - в столбик. Посмотрите, как я это делаю. Пишу десятки под десятками, единицы под единицами. Складываю. Начинаю с единиц. Складываю единицы: 0 единиц+0 единиц=0 единиц. Складываю десятки: 4 десятка+ 2 десятка= 6 десятков. Читаю ответ: шестьдесят.
Аналогичный приём используется при сложении двузначных чисел, из которых одно оканчивается 0, 34+20 и сложение двузначного и однозначного числа 34+2. А также при сложении и вычитании двузначных чисел без перехода через десяток (например, 42+53, 28-12).
Иная запись в столбик используется при сложении двузначного числа с однозначным и двузначного с двузначным с переходом через десяток. Например, 26+4. Пишу десяток под десятком, единицу под единицей.
Пишу 4 под 6. Складываю единицы, 6+4=10. Записываю 10. Под десятком переписываю 2. Складываю. Получаем 30. Такая запись в столбик оформляется для того, чтобы избежать ошибок при получении двузначного числа в результате сложения единиц и перехода десятка в свой разряд. (Этот десяток забывается детьми).
Приведём ещё пример:
Пишу десяток под десятком, единицу под единицей. Складываю единицы. 9+3=12. Записываю 12. Складываю десятки 4+2=6. Записываю под десятками 6. Складываю. Ответ: 72.
Заметим, что письменно выполнение действий быстро и хорошо усваивается детьми и , вскоре, многие из них переходят у устным вычислениям.
Для того, чтобы у детей закрепились правила в памяти нужно чаще повторять уже ранее изученный материал. Это правило поможет и в дальнейшей работе учителя.
* * *
Описание и результаты эксперимента.
Эксперимент проводился нами в школе №40 в 1б классе коррекции, учителя Дуюновой С.А. В классе 12 детей.
Экспериментальная работа велась в направлении: сравнение результатов успеваемости учащихся одного и того же класса в конце учебного года 1 класса и в начале учебного года 2 класса.
Для проведения эксперимента были подобраны идентичные задания, которые проводились в конце четверти после работы над задачами по предлагаемой методике. Учащимся класса коррекции были предложены задачи типа:
I. Распознавание задачи.
Отметь те задания, которые являются задачами.
1) На столе лежали фрукты: яблоки и груши.
2) На столе лежали 2 яблока и 6 груш. Сколько на столе яблок?
3) На столе лежат 2 яблока, а груш на 3 больше. Сколько груш лежат на столе?
4) На столе лежат 5 фруктов, из них 2 яблока.
II. Решение простых задач.
Поставь все возможные вопросы и реши задачи.
1) В сборнике 10 стихов и 8 рассказов.
2) В вольере 11 попугайчиков, а канареек на 3 больше.
III. Поставь к условию задачи вопрос так, чтобы задача получилась на сравнение.
У Оли 15 марок, а у Нины – 8.