Диагностика уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения интегрированных уроков математики и трудового обучения в 2 классе (1-4).
Оценка результатов работы с этой методикой производилась следующим способом:
10 баллов – очень высокий уровень,
4,8 – 8,0 баллов – высокий уровень,
1,5 – 3,5 баллов – средний уровень,
0,8 баллов – низкий уровень.
Из таблицы видно, что большая часть детей (5 человек) имеет средний уровень наглядно-действенного мышления, 3 человека имеет высокий уровень развития и 2 человека – низкий уровень.
Методика 2 . "Матрица Равена"
Эта методика предназначена для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое , которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.
Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. (см. Приложение №1).
Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении десяти деталей на матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку. Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей, которая лучше всего подходит к этой матрице, т. е. соответствует ее рисунку или логике расположения ее деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решение. Каждая правильно решенная матрица оценивается в 1 балл.
Ниже показан пример матрицы:
Результаты выполнения детьми методики представлены в следующей таблице:
№ п\п |
Ф. И. учащегося |
Задание |
Правильно решенных задач (баллы) | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |||
1 |
Кушнерев Александр |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
6 |
2 |
Данилина Дарья |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
5 |
3 |
Кирпичев Алексей |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
6 |
4 |
Мирошников Валерий |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
6 |
5 |
Еременко Марина |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
5 |
6 |
Сулейманов Ренат |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
8 |
7 |
Тихонов Денис |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
7 |
8 |
Черкашин Сергей |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
3 |
9 |
Тенизбаев Никита |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
8 |
10 |
Питимко Артем |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
3 |