Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа проводилась в подготовительном классе музыкальной школы г. Катайска. В эксперименте участвовали 12 детей 6-7 лет.
На основе выделенной гипотезы констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:
выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей;
определить средний уровень музыкально развития, сформированного в стихийном опыте.
Для решения первой задачи нами были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни, которые представлены в таблицах 1,2.
Таблица 1
Компоненты развития музыкальных способностей детей
дошкольного возраста и критерии их оценки
Компоненты музыкальных способностей |
Критерии оценки компонентов музыкальных способностей |
I. Музыкальный слух. |
Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада. Владение широким диапазоном голоса. Слуховое внимание. |
II. Музыкальная память. |
Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться. |
III. Чувство ритма. |
1.Точность, четкость передачи ритмического рисунка. |
IV. Музыкальное движение. |
1. Запас танцевальных движений, умений с их помощью передавать характер того или иного образа. |
V. Творческие навыки. |
Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами. |
Таблица 2
Уровни развития компонентов
музыкальных способностей
Компонент |
Уровни | ||
1.Музыкальный слух |
Высокий |
Средний |
Низкий |
-чистое интонирова-ние мел. линии; -слуховое внимание; -широкий диапазон голоса не менее (6-7 звуков). |
-правильное инто-нирование отдель-ных отрывков ; -улучшение после повторного показа; -небольшой диапа-зон голоса (4 звука); -слуховое внимание отрывочное. |
-не чистое интони-рование ; -отсутствие диапа-зона голоса; -нет слухового внимания. | |
2.Чувство ритма. |
-четкая точная пере-дача ритмического рисунка. |
-передача отдель-ных элементов рит мического рис.; -улучшение пока-зателей после пов-торного показа. |
-нет точности пе-редачи ритмичес-кого рисунка; -нет улучшений показателей после повт. показа. |
3. Музыкальная память. |
-быстрое запомина-ние, узнавание, вос-произведение муз. материала; -наличие муз. "бага-жа" памяти. |
-неточное запоми-нание и воспроиз-ведение муз. мате-риала; -небольшой запас муз. "багажа" памяти. |
-несформирован-ность навыков запоминания, вос-произведения, уз-навания муз. мат.; -отсутствие муз. "багажа" памяти. |
4.Музыкальное движение. |
-большой запас тан-цевальных движен.; умение передать ими характер образа. |
-ограниченный за-пас танц. движ.; неумение передать характер образа. |
-отсутствие запаса танцевальных дви-жений. |
5. Творческие навыки. |
-умение досочинить мелодию, ритмичес-кий рисунок. |
-неуверенность в сочинении мело-дии, ритмического рисунка. |
-отсутствие навы-ка сочинения мелодии, ритмич. рисунка. |