Значение эмоционального проживания культурного опыта человечества для развития личности ребенка
Проблему усвоения общечеловеческого опыта решал в рамках педагогической психологии А.Н. Леонтьев: «Человек в ходе своей жизни усваивает опыт человечества, опыт предшествующих поколений людей, это происходит именно в форме овладения им знаниями и в меру этого овладения» (26). Однако, чтобы овладеть значением, мало обрести соответствующее знание. Нужно, чтобы в процессе усвоения эти мысли и знания стали «внутренне своими», «вместились в личность», начали определять отношение к миру. Иначе говоря, процесс овладения данным знанием, значением обязательно предполагает выявление того, «чем для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем». (26)
Вступая в диалог с текстом, мы порождаем новое предпонимание, что соответственно расширяет горизонт собственного сознания. Понимая новый текст, предмет, явление, мы начинает ещё в чем-то новом понимать себя. Х. Гадамер сформулировал это предельно кратко и красиво: «Само понимание есть самопонимание в чем-то» (13). Так, наследие прошлого становится способом самопознания; так происходит «познание в инобытии самих себя».
Но как может человек воздержаться от собственных стандартных предсуждений? Ответ Х. Гадамера звучит так: надо стать «сопричастным тексту», «вовлечься в него», «принять в нем подлинное участие».
Самозабвение – есть способ услышать другого. К самозабвению может привести игра, т.к. она имеет свойство поглощать нас целиком.
М.М. Бахтин (4) пишет: «Вживанием осуществляется нечто, чего не было ни в предмете вживания, ни во мне до акта вживания, и этим осуществленным нечто обогащается бытие-событие, не остается равным себе .на месте другого, как и на своем, я нахожусь в том же бессмыслии». Поэтому понимание для М.М. Бахтина - это единое и единственное событие: «понять предмет – значит понять его в отношении ко мне в единственном бытии – событии»(4).
А.Н. Леонтьев обсуждает, по сути дела, тот же самый механизм «личной встречи».
В своих представлениях о природе усвоения общечеловеческих ценностей философы, теологи, психологи оказались едины. Они подчеркивают, что усвоение несводимо к безличному знанию: индивидуальное сознание страстно – оно есть не только знание, но и отношение. Этому отношению, в зависимости от концепции автора, присваивается лишь разное имя: «личная встреча», «диалог», «событие», «личностный смысл». И пока личная встреча не состоится, пока мы не наладим диалог с текстом или не попадем с ним в единое событие, т.е. не «оживим» его своим отношением, он останется нами не понят, не станет живым участником смысловой сферы личности. Эту необходимость каждый раз воссоздавать то, что уже известно, М.К. Мамардашвили называет «законом непрерывного творения мира». Согласно этому закону «вся цивилизация, вся культура, все христианство – это сказки, выдумки, ерунда в той мере, в какой это не вырастает из души каждого . не порождено каждым изнутри себя» (29).
Исследования А.Н.Леонтьева предлагают психологические средства, которые позволяют воссоздать свое отношение – механизм «возвращения чувственного опыта»: «Одна из сторон движения значений в сознании конкретных индивидов состоит в «возвращении» их к чувственной предметности мира. В своей «надиндивидуальности» значения безразличны к формам чувственности, в которых мир открывается конкретному субъекту .их функционирование в осуществлении его реальных жизненных связей необходимо предполагает их отнесенность к чувственным впечатлениям» (26). Иначе говоря, именно через возвращение к чувственно данной человеку предметности мира раскрывается ему смысл значения, значение превращается в «для-себя-бытие конкретного субъекта».(26).