Значение эмоционального проживания культурного опыта человечества для развития личности ребенка
Итак, чтобы значение начало функционировать в реальных жизненных связях субъекта, «нужно «прожить его» – ведь смысл порождается не значением, а жизнью». (26).
Созвучную позицию относительно возможности осмысления общечеловеческих ценностей путем переживания форм, в которых они зафиксированы в культуре, мы находим в работе В.К. Вилюнаса. «Развивая понятие чувственной ткани, предложенное А.Н. Леонтьевым, и обсуждая важность «новой интерпретации чувственной ткани как проблемы субъективного переживания», В.К. Вилюнас подчеркивает: «Образы, мысли, идеи не могут существовать без некоторого носителя, субстанции воплощения, и такой субстанцией является субъективное переживание. Человек может для сохранения перекодировать образы в ту или иную систему символов и знаков .но для того, чтобы стать достоянием другого человека, они должны быть им перевоплощены обратно, переведены из конвенциального, внешнего, во внутреннюю; живой носитель. Важно подчеркнуть, что именно субъективное переживание является носителем психологических образов». (12).
Итак, приобщение к культурным ценностям невозможно без освоения «языка эмоций».