Эмоции, их виды
«Существует два пути возникновения стресса: психологический и физиологический. Если стрессогенный фактор преломляется в большей или меньшей степени через сознание человека, то возникающие при этом изменения оцениваются как психологический (психоэмоциональный) стресс. Воздействие приобретает качество стрессогенного, вызывающего психоэмоциональный стресс, если оно оценивается человеком как угрожающее его социальному, психологическому или физическому благополучию.
Одной из причин возникновения психологического стресса у человека является невозможность реализовать ту или иную значимую для него потребность, что в итоге воспринимается сознательно или бессознательно, как ситуация угрозы (стресс-ситуация), за которой следует развитие стресс-реакции. Психологическое состояние, возникающее в такой ситуации именуют еще термином фрустрация (от англ. расстройство, крушение), а ситуацию – фрустрирующей. Несмотря на многообразие фрустрирующих ситуаций, они характеризуются двумя обязательными условиями: наличием актуальной потребности и препятствием для ее реализации» (Кирпиченко А.А., Ладин Б.Б., Пашков А.А. Основы мед психологии, стр. 62-64).
При сильном стрессе изменяется поведение человека: возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения, наблюдается растерянность, трудность в переключении внимания. При стрессе возможны ошибки восприятия, памяти, мышления.
Однако при слабом стрессе указанных нарушений не наблюдается; но возникает общая физическая собранность и организованность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность. (48).
В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связно с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребностей. (15).
Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексы. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представленными о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Они (эмоции), как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. (37).
В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью.
Эмоции человека различаются степенью осознанности. Сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.
Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусств, под влиянием средств массовой информации. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства. Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. Возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций. (51).