Эмоции, их виды
«Эмоции неотделимы от личности. То, что радует человека, что его интересует, повергает в учение, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность.» (Крюгер Ф. Сущность эмоциональный переживаний // Психология эмоций: Тексты. М., 1984. – с. 108).
С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их приоритетам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Люда как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.
Система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.
Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованиям им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.
Особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность, - это любовь. О смысле этого чувства в его высшем, духовном понимании хорошо сказал Франкл. Настоящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление во взаимоотношения с другим человеком как духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью. (Франкл В. Человек в поисках смысла» - М., 1990 г. – с.247).
К.Изард к основным, или фундаментальным эмоциям, считая их врожденными, относит следующие: интерес, радость, удивление, дистресс, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, чувство вины. (15).
Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Удивление – кратковременная и очень неопределенная эмоция. Эмоция удивления быстро наступает, но и быстро проходит. К.Изард пишет, что «удивление выполняет функции вывода нервной системы из того состояния, в котором она в данный момент находится и, приспосабливая к новым условиям». Ситуации, которые служат причиной удивлению, затем вызывают негативно или положительно окрашенные чувства.
Стыд – тягостная социальная эмоция. Вместе с тем эмоция стыд способствует развитию самосознания и самоконтроля.