Ознакомление детей с произведениями искусства; нетрадиционные виды рисования в развитии творческого воображения
Художественное познание обладает особыми психическими механизмами, отличными от тех, которые имеют место в логическом мышлении. Михаил Чехов понимал под рассудком «холодный, сухой, аналитический подход к вещам, которые этим путем не могут быть постигнуты». Ощущения и чувства – область тонкая и хрупкая. Но разве не ощущения и чувства – тот первый инструмент, с которым ребенок приходит в этот мир. Именно чувства учат нас думать.
Природа ребенка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания.
Мелодия, гармонические сочетания, ритм, форма в музыке, как и линия, цветовые сочетания, композиция в изобразительном искусстве – это лишь необходимые художнику в данный момент средства для воплощения переживаемой им мысли о мире. И вести ребенка в мир искусства нужно, соизмеряя его чувства и размышления с чувствами и мыслями художника. Ребенок не формально работает с цветом и линией. Он ищет средства для наиболее адекватной передачи своих чувств.
Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует.
Ткань музыкального произведения предельно абстрактна, невидима, но чрезвычайно чувственна. Музыка как будто стремится преодолеть свою нематериальность и обрести плоть, стать видимой.
Никто и ничто не может существовать вне пространства. Мы каждый день, каждую минуту испытываем на себе воздействие его атмосферы. Но есть и иное пространство – наше личное, психологическое. В нем живут наши мысли и чувства, наше представление о жизни и туда мы приглашаем всех. Это пространство сложное, атмосфера его изменчива и прихотлива, и мы порой сами плутаем в нем. Но каждый день наши пространства, такие разные, встречаются, сталкиваются или пополняют друг друга, разрушают или порождают новые.
В пространстве искусства ,как в зазеркалье, отражается эта жизнь природы и человека. Пространство не является в данном случае в буквальном смысле реальной средой. Это воображаемый мир, созданный художниками и композиторами разных эпох.
Путешествуя туда, мы вместе с детьми имеем уникальную возможность на время оставить пространство реальное, чтобы посмотреть на него со стороны, сравнить его характер с воздухом, цветом, звучанием иных эпох, а потом попытаться понять себя и, может быть, придумать, как устроить жизнь в нем уютнее и красивее. И беря с собой в путь детей, мы всегда помним, что искусство рождено пространством реальных ощущений и чувств, имеющим очень древнюю историю.
Пространство в нашем путешествии мы определяем как место, где существует и действует персонаж.
«Прочитать» произведение изобразительного искусства или музыки, не зная их языка, невозможно. Язык художника – цвет, линия, форма, фактура… Язык композитора – звук, гармония, ритм…Всё это имеет свою семантику и связанные с ней понятия выразительности, содержательности, смысла, символики, эмоционально-психологического воздействия.
Начинаем со звука и цвета. И это огромный мир. В этих маленьких «молекулах» закодирован наш чувственный опыт. Звук и цвет не дают покоя нашему воображению, вызывая в нем разнообразные ассоциации и, в первую очередь, чувственные, глубинные, связанные с нашей природой, сенсорикой.
Мы выявляем в звуке и цвете их материальную основу: вес (тяжелый, невесомый), плотность (насыщенный, текучий, вязкий…), осязаемую поверхность: тактильно (мягкий, острый, теплый и др.), визуально (высокий, выпуклый, крупный, маленький…), светлоту, громкость.
Это материальное звено проявляет себя также и в линии, фактуре, гармонии или колорите музыкального и изобразительного произведения.
Материальное начало играет в нашей жизни огромное значение при передаче информации об эмоциональном состоянии и при эмоциональной оценке людей и явлений.
Так же, как и физические свойства материального мира, в звуке и цвете закодированы различные типы движения (шаги, кружение, парение, покачивание), темп движения (умеренно, медленно) и, конечно, наши эмоции (отчаяние, радость, нежность, сомнение). В семантическом пространстве художественного произведения все эти жизненные прообразы удивительным образом переплетаются, вызывая у нас при его восприятии сложные и разнообразные ассоциации.
Этот психофизиологический компонент искусства проявляет себя на всех уровнях восприятия художественного текста – от единичного звука или цветового пятна до жанра и стиля. В работе с детьми этот пласт особенно важен, потому что ребенок приобретает знания через тесный контакт с материальным миром. Именно в детском возрасте не представляет особого труда спроецировать чувственный опыт на звук, цвет, линию, форму, гармоническое или цветовое сочетание.