Ознакомление детей с произведениями искусства; нетрадиционные виды рисования в развитии творческого воображения
Основываясь на чувственной природе познания ребенка, мы, наряду со звуком и цветом, в структуре восприятия произведения искусства выделяем фонизм и цветовой колорит как проявление определенным образом организованного сочетания некоего множества звуков и цветов.
В фонизме и цветовом колорите наиболее ярко проявляет себя энергетика пространства: его ритм, движение, глубина, насыщенность, фактура. С другой стороны, здесь уже в своей чувственной целостности нами воспринимается стиль.
Таким образом, фонизм в музыке и цветовой колорит в живописи являются центром, стягивающим два пути познания смысла художественного произведения: один направляет нас в культуру, другой отсылает к природе, к нашей родовой памяти, к «осадку исторического прошлого, как называл её Юнг, к первоначальным образам мира – архетипам, составляющим основу общечеловеческой символики и служащим основой как художественного творчества, так и эстетического восприятия произведения искусства. Заглядывая сюда с детьми, пробуем найти материальный и эмоциональный прообраз, лежащий в основе музыкального или живописного образа.
У маленького ребенка каналы восприятия открыты. Мы лишь помогаем ему найти и «вынуть» из сундучка памяти то драгоценное и вечное, что она хранит, а потом удивиться и запомнить это.
«Начиная исследования с природных архетипов, обретаем свободу в выборе материала, не боясь его сложности для ребенка» (3). «Мы рассматриваем альбом с работами В. Кандинского: сначала его импрессии, впечатления от «внешней природы», затем импровизации, выражения духовных процессов, впечатления от «внутренней природы», композиции, картины, в создании которых преобладает логика разума.
Пятилетние дети, путешествуя по импрессиям и импровизациям, воображают себе, что это бунтующее море, ветер, спокойные горы или огненный лес.
Шестилетние дети видят в них не только выразительные образы природы. Они могут рассказать о том, какие чувства испытывают или какое настроение передают картины».(3)
Логика постижения смысла художественного произведения: основное заключается в том, что предлагаем мы ребенку осмыслить в начале пути: узнать и назвать интервал, тональность, обобщенную эмоцию (оторванную от его жизненного опыта), жанр или характер знакомой ему эмоции в мелодической линии и цвете, движение света в звуковой, живописной или графической фактуре, порядок или хаос, переданный ритмом; распознать себя, свое знание им предельно абстрагированное, оторванное от природы вещей и живых эмоций.
Надо ли обучать детей технике рисования? Нет. Считали А.Бакушинский и его соратники, полагавшие, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. Противоположной точки зрения придерживались К.Лепиков, Е.Разыграев, В.Бейер, а также зарубежные исследователи К.Риччи (Италия) и Л.Тэдд (США), подчеркивавшие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е.Флериной и Н.Сакулиной. В наше время этой проблеме уделяет внимание Комарова Т., которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
Занятия нетрадиционным рисованием способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.