Результаты исследования и их обсуждение.
На II этапе работы был проведен педагогический эксперимент, целью которого являлось изучение эффективности влияния разработанной нами методики на эмоциональную сферу ребенка.
Сначала мы выявили, с помощью тестов, исходный уровень развития творческого воображения, эмпатии у дошкольников (30 человек).
Таблица 1.
Достоверность различий межгруппового уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста (в баллах).
Показатели |
I обследование |
t |
P |
II обследование |
t |
P | ||
конт. гр m+n |
эксп. гр m+n |
конт. гр m+n |
эксп. Гр m+n | |||||
Свободный рисунок |
2,55+0,23 |
2,95+0,23 |
0 |
>0,05 |
2,63+0,23 |
4,3+0,7 |
2,49 |
<0,05 |
Неоконченный рисунок |
10,9+2,67 |
15,2+0,59 |
1,7 |
>0,05 |
11,7+0,9 |
19,95+0,53 |
11,45 |
<0,001 |
Исходя из данных таблицы 1, на начало эксперимента межгрупповые различия в развитии воображения не достоверны.
После проведения эксперимента проводились контрольное тестирование, которое показало, что межгрупповые различия в развитии воображения достоверно различны.
Таблица 2.
Достоверность межгруппового уровня эмпатии у детей старшего дошкольного возраста (в баллах).
Показатели |
I обследование |
t |
P |
II обследование |
t |
P | ||
конт. гр m+n |
эксп. гр m+n |
конт. гр m+n |
эксп. Гр m+n | |||||
Определение эмпатии |
8,8+0,29 |
9,2+0,35 |
0,80 |
>0,05 |
9,7+0,29 |
14,6+0,35 |
4,9 |
<0,001 |
Исходя из данных таблицы 2, можно сказать, что на начало эксперимента межгрупповые различия в развитии эмпатии недостоверны. После проведения педагогического эксперимента межгрупповые различия развития эмпатии достоверно различны (таблица 2).
Из таблиц 1 и 2 видно, что на начало эксперимента были подобраны однородные группы, так как по показателям достоверных различий нет.
Таблица 3.
Достоверность различий внутригруппового развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста (в баллах).
Показатели |
I обследование |
t |
P |
II обследование |
t |
P | ||
конт. гр m+n |
эксп. гр m+n |
конт. гр m+n |
эксп. Гр m+n | |||||
Свободный рисунок |
2,55+0,23 |
2,63+0,23 |
0,25 |
>0,05 |
2,95+0,23 |
4,3+0,7 |
1,8 |
<0,05 |
Неоконченный рисунок |
10,9+2,67 |
11,7+0,9 |
0,28 |
>0,05 |
15,2+0,59 |
19,05+0,53 |
6,08 |
<3,85 |