Введение
В дальнейшем учение об эмоциях разделилось на два течения. Второе, продолжающееся до наших дней, привело к тому, что такие термины, как “желание”, “стремление”, перестали употребляться не только в учении об эмоциях, но практически и в психологии вообще.
Первое течение связано с распространением в психологии той расширенной трактовки воли, в которой этим понятием стало обозначатся всякое психологическое явление, характеризующееся признаком активности. Характерное для данной тенденции расчленение множества эмоциональных явлений по принципу активности - пассивности, обусловленное выделением в психическом двух противопоставляемых полюсов: познания и воли- встречается уже у Малбранта и Лейбница. Затруднения, которые возникают в связи с размещение в данной схеме пассивно-оценочных эмоциональных переживаний (Вольф удовольствие - страдание относит частично к познанию, частично к воле), были разрешены обособлением их в третью фундаментальную группу психических явлений, впервые встречающимся у Петенса и Канта. Трихотомное деление психического на познание (интеллект), чувство (аффект) и волю стала той схемой, на основе которой в XIX в. происходило формирование психологии как самостоятельной науки.
Проблема эмоций в современной психологии обсуждается в том объеме, который был установлен в период первого из упоминавшихся течений, т.е. желания, стремления, и т.п., отнесенные в этот период к классу волевых явлений, не были возвращены в нее после того как факторы, побуждающие деятельность, стали рассматриваться в расширенном плане в рамках проблемы мотивации. Непременная предметная отнесенность субъективных побуждающих переживаний создала возможность их вытеснения “объективными” мотивационными терминами, такими, как мотив, валентность и т.п. Показательно, что этот шаг произошел не сразу, и некоторое время старая и новая терминология сосуществовала, взаимодополняя друг друга. “Если человек хочет, то хочет непременно чего нибудь Это значит вот что. Акт воли, который сам прежде всего есть только предмет самоосознания, возникает по поводу чего-либо, что принадлежит к сознанию других вещей, т.е. что составляет объект познавательной способности, каковой объект в этом отношении называется мотивом”[15; c 50].
Такие “традиционные” эмоциональные явления, как любовь, ненависть, гнев содержат в себе моменты как оценки, так побуждения, о чем свидетельствует их неустойчивое положение в трихотомных схемах психического, относивших их как к чувствам, так и к воли. Все это позволяет заключить, что объем современной психологии эмоций является искусственно суженным.
В области психологии эмоций за последние 20 лет получено столько новых фактов и осуществлено столько новых теоретических разработок, что с полным правом можно говорить о перевороте в этой сфере.
Рассмотрим основные функции и характеристики эмоций в современном их понимании. Прежде всего следует отметить когнитовно-оценочную функцию эмоций. “Независимо от того, как в истории психологической мысли трактовались эмоциональные явления за ними всегда признавалась способность оценивать, хотя существовали различные точки зрения о том, что именно (вещи, действия, внутренние отношения, их полезность, достоинства или гармония) и как именно (сознательно-бессознательно, абсолютно-относительно) оценивают эмоции. В советской литературе способность эмоций оценивать отражаемые явления подчеркивается П.К Анохиным (1964 г.), П.В. Симоновым (1966 г.), С.Х Рапопортом (1968 г.), А.Н. Леонтьевым (1971 г.) и рядом других авторов” [9; с97].
Связь эмоций с подсознанием особо отмечается в современных когнитивных теориях эмоций.
Эмоциями мы называем реакцию человека на какой-либо внешний раздражитель окружающей его Среды. Если человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, реагирует на них. Какие-то события вызывают радость, гнев, страх, неудовольствие и т. д. У каждого человека эта реакция выражается в различных внешних проявлениях. Человек или бледнеет (испуг), краснеет испытывая стыд, смущение, у него может участится дыхание, сердцебиение. Что сопровождается разнообразными изменениями в деятельности внутренних органов, нервных процессов гормональных механизмов. Эмоции не могут возникать сами по себе. Источником эмоций выступает объективная действительность, окружающая Среда и потребности человека. ТО, что связано с удовлетворением потребностей человека: органических, физических, коммуникативных- вызывает у человека положительные эмоции (радость, смех и т.д.). И то, что связанно с обретенными действиями вызывает отрицательные эмоции (гнев, грусть, слезы и т.д.).