Нервно-психические и эмоциональные особенности развития младших подростков.
В связи с половым созреванием в эмоциональной сфере подростка естественно появляются неожиданные для них ранние переживания, т.е. влечение к другому полу, возникновение специфического интереса, чувство влюбленности, внимание к соответственному содержанию книг, фильмов эротической направленности. Задача взрослых, педагогов, семьи на данном этапе добиваться того чтобы этот интерес не приобретал нездоровый характер и не был связан с нежелательными эмоциональными проявлениями. Необходимо переключать внимание подростка на интересную занимательную деятельность, увлечение спортом, музыкой и т.д. В младшем подростковом возрасте существенно перестраивается и характер учебной деятельности. Вместо одного учителя в начальных классах появляются несколько учителей предметников у которых разные требования, подходы к учащимся, стиль в работе, разное отношение к учащимся. Подростки с трудов воспринимают монотонные, подробные объяснения учителя, вызывают равнодушие к предмету. Они стараются выразить свое эмоциональное отношение к материалу. Открывая для себя мир они считают, что должно быть только так как он воспринимается только ими. Здесь особенно проявляется подростковый максимализм. В связи с расширением связи с окружающим миром, личные интересы и увлечения непосредственно снижают интерес подростков к учебе. (Пример анкета см. пр. часть)
По результатам анкетирования можно отметить, что позновательные потребности и учения приобретают для подростков определенный смысл, как необходимое и важное условие к будущей самостоятельной жизни. Но и здесь наблюдаются порой расхождение в целях и средствах. Стремление к приобретению знаний может сочетатся с безразличным или даже отрицательным отношением, как реакция на учебные неудачи или взаимоотношение с учителем. Эмоционально это выражается в переживаниях его которые маскируются, скрывая свое чувство самолюбия безразличием или равнодушием. “Особую роль в формировании положительного отношения подростков к процессу обучения играют несколько факторов- это во-первых эмоциональный характер изложения материала, проблемная и поисковая деятельность дающая возможность переживать радость самостоятельных открытий и настрой подростка на успех .”. [ ; стр. 22]
Важной особенностью подросткового возраста является формирование чувства взрослости, когда подросток считает что он уже не чебенок а взрослый и он начинает искать свое место в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни. Сознание собственной взрослости у подростка не случайно. Он замечает, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки наступающей половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых, например своих родителей, а порой (в частных вопросах) и отдельных учителей. Подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится более значительным и переоценивая свои возросшие возможности они претендуют чтобы взрослые относились к ним как к равным. Отсюда возникает противоречие между потребностью подростков и несоответствие этому их реальных возможностей. Отсюда их повышенная эмоциональность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых умалить их достоинство, понизить их взрослость. Младший подросток стремится к тому, чтобы взрослые считались с его мыслями, эмоциями, уважали их. Это проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, в наличии собственных взглядов и суждении, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых. Что иногда носит и отрицательный характер. “Отрицательные проявления в эмоциональной сфере подростка выражаются в том, что они сопротивляются влиянию старших, не признают их авторитет, игнорируют предьявляемые ими требования, критикуют поступки и действия родителей и учителей. Поэтому нужно это здоровье и ценное в своей основе чувство взрослости, а старатся ввести в правильное русло .”. [ ; стр. 55] Постепенно и разумно перестраивая взаимоотношение с подростком, признавая их правила на относительно большую независимость и самостоятельность, но не отменяя контрольи руководство со стороны взрослых. Здесь речь идет о разумных и твердых требованиях и об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляющих чувство собственного достоинства и самоуважение подростка.