Нервно-психические и эмоциональные особенности развития младших подростков.
Непосредственно в этих компаниях происходит адаптация личности подростка и его становление статус-кво. В литературе неоднократно отмечалась функция эмоций как адаптивного механизма. Прежде всего их связь с потребностями. "Потребности чаще всего указываются в качестве тех факторов, которые лежат в основе выполняемых эмоциями функций, оценки и побуждения". [1; 101]
В концепции Эльконина подростковый возраст как всякий новый период связан с новообразованиями, которые возникают как следствие ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. По Эльконину решение вопроса "что я такое" может быть найдено путем столкновения с действительностью:
1- Вновь возникают трудности от общения со взрослыми. Это проявляется в неготивизме, упрямстве, пропасках в школе, т.к. главное сейчас воспитывает улица.
2- Детские компании. В этом возрасте возникают поиски друга, который может тебя понять.
3- Некоторые начинают вести дневники, где подросток выражает свои мысли, интимные переживания, сомнения, наблюдения.
В этот период происходит процесс полового созревания. Эльконин подчеркивает, что в результате развития учебной деятельности возникает самоизменение которое подкрепляется физическими изменениями. Подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. У него возникает потребность в признании его взрослости окружающими. Общение со своими сверстниками- ведущий тип деятельности в этом возрасте. [ ; стр. 77]
Рубинштейн С.Л. подчеркивает, что в эмоции представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения (или того что с ним происходит) его потребностям. На связи эмоций с потребностями основано понятие "эмоциональной коррекции", . " при посред2стве которой направленность и ддинамика деятельности ребенка приводятся в соответствии с имеющимися у него поооотребностями и интересами."[2; 29]
В. Геимен выделяет три основные функции эмоций:
1. Обеспечение выживания индивида и группы.
2. Указание на недостаточно эффективное функционирование человека.
3. Указание на жизненные смыслы- как индивидуальные так и групповые. [12]
С адаптивной функцией эмоций тесно связана их побуждающая функция. С.Л.Рубинштейн " . Эмоции или потребности переживаемые в форме эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности". [4; 154]
К. Изард в своей теории дифференциальных эмоций выдвигает положение о том, что имоции образуют основную мотивационную систему человека. Аналогичных взглядов на мотивирующую функцию эмоций придерживается Дж. Сингер. Р. Бак указывает, что "мотивация и эмоция - это две стороны одного и того же процесса- первичных мотивационно- эмоциональных систем". [9; 280]
Дж. Вейнрих определяет эмоции как результат сознательного или бессознательного принятия решения. [20]
В раде подходов (в частности в теориях Я) эмоции прямо отождествляются с ядром личности. Так, К. Изард пишет, что " . аффекты, в частности эмоции, являются основными организующими и контролирующими силами в сознании, самоосознании и в Я- концепции". [3; 134]
Эмоции предполагают в своем развитии вербальные и невербальные средства обучения. Прежде всего, в нечале существовали и существуют невербальные средства развития эмоций, которые предполагают спонтанное их развитие. Спонтанное развитие эмоций возникает на ранних периодах развития человека, т.е. вместе с рефлекторной деятельностью. После того как у ребенка проходит период чисто рефлекторной деятельности по потребностям (сосательный рефлекс, рефлекс присутствия, рефлекс общения с матерью), начинается развитие эмоционального отношения к действительности. Ребенок начинает чувствовать комфортные или дискомфортные состояния, что вызывает у него положительные или отрицательные эмоции, направленные на его потребности. Он может испытывать страх, когда он чувствует себя незащищенным, голод, дискомфорт и это вызывает у него опредеоенные эмоции, которые он выражает определенным образом- криком, плачем.