Влияния природы на развитие эстетического восприятия, (по Смольянинову И.Ф.)
В этом параграфе мы расскажем о влиянии природной среды на развитие эстетического восприятия. О взаимосвязи природы и педагогических процессов обучения, с целью развития эстетического восприятия.
Если флора Земли предстанет перед человеком в живом показе и не менее живом рассказе о ней с использованием всех историко-культурных данных, то он охватит ее не только умом, но и воображением, образной памятью, закрепит в своей голове эстетическим переживанием и интересом. Каждый человек должен знать, с детства научиться понимать, что и почему надо беречь в природе как невосполнимую эстетическую ценность, как драгоценное общественное достояние. Здесь уместно вспомнить слова Плиния Старшего: «Незнание природы- величайшая неблагодарность». Эстетическое незнание есть неблагодарность вдвойне, поскольку оно оставляет природу беззащитной, а человека лишает высокого духа оптимизма и жизнелюбия.
Эстетическое богатство леса состоит не в красоте отдельных деревьев, а в величавом скоплении множества деревьев, которые поражают своим масштабом, связью времен, которую они собой являют. Лес с его изумляющим глаз и воображение творчеством красоты предстает как эстетическое совершенство в котором содержится глубокий философский смысл. Культурно эстетическая ценность леса заключается также в уникальном сочетании царства листвы, цветов, ароматов, мхов , ягод, грибов, речек, озер, насекомых, птиц и зверей. И все это удивительным образом соединено вместе и звучит великой музыкой бытия. Лес, подобно храму, является замкнутым в себе миром гармонии. Культурно эстетическая ценность леса состоит в этой его первозданности, она привлекает людей, подталкивает их к созданию национальных парков и заказников- островков великой природы, которыми человек мог бы эстетически любоваться.
Лес монументален, декоративен и красочен, в нем нет пределов эстетическому насыщению. Лес учит нас понимать прекрасное, одаривает нас радостью и великой духовной силой, побуждая к творческой деятельности. Лес обладает чудодейственным духовным влиянием на человека, является эмоциональным содержанием и стимулом творчества. Природа произвела одно из самых замечательных творений, эстетическое созерцание которого поистине не знает границ и рамок. В нашем восприятии леса она утверждает эту свою красоту.
Каждому человеку важно сформировать содержательное отношение к природе, воспитать в себе эстетическую зоркость и заинтересованность, научиться понимать красоту леса и отдельного кленового листа, цвета, рисунка и пластических свойств древесины.
Способность открывать и ценить совершенство природных явлений, наслаждаться их красотой- родовое свойство человечества; невосприимчивость к красоте природы или редуцированность «чувства природы» следует поэтому рассматривать как аномалии. Люди, страдающие эстетической слепотой и глухотой по отношению к природе, часто наносят вред, вытаптывают, рубят, уродуют, убивают ради своего охотничьего инстинкта сами не замечая этого. Такая атрофия ценностного отношения к природе- предельный случай, свидетельствующий о потребительской ориентации сознания.
Эстетическое познание животного мира.
Животные во всех их разновидностях являются по сравнению с растениями более высоким природным образованием. Путем длительного естественного отбора создавались все новые структуры и архитектурные конструкции этой разновидности живого. От самых простейших живых существ- к человеку, как к существу духовно организованному, - таков путь этой изумительной модификации жизни.