Влияния природы на развитие эстетического восприятия, (по Смольянинову И.Ф.)
В основе объективно прекрасного в мире живой природы лежит органическая целесообразность. Эта красота заключается в единстве живого организма, в симметрии его строения. Многообразные формы симметрии, являющие собой анатомо- морфологическую, функцию, приспособительную целесообразность, имеют в живой природе непреходящее эстетическое значение.
Эстетические отношения человека к животным во многом определялись отношениями животных к человеку. Эстетическое отношение к животным неуклонно пробивало себе дорогу через множество преград, которые были обусловлены различными причинами объективного (человеческого) порядка. Были периоды когда чистый прагматизм заслонял от людей красоту мира, и на против животную природу эстетически и нравственно боготворили. Человечество, однако же, находило оптимальное решение вопроса, разумно сочетая практически полезный подход и эстетическое отношение к ним. Эстетическое отношение к животным расширялось вместе с успехами науки. Остается справедливым мнение, что люди видят вещи с точки зрения того, что знает о них эпоха. В век НТР это стало особенно заметно. После того как наука раскрыла непостижимо совершенное строение животных, давно и пренебрежительно названных «тварями», раскрылась собственная эстетическая красота этих «шедевров» природы, раздвинулись наши эстетические горизонты, в какой-то степени сблизились эстетическая и научная картины мира. Много способствует этому процессу бионика, изучающая живые структуры с целью их технического моделирования.
Многие сооружения насекомых , служат образчиком для человеческой деятельности, и привлекают эстетическое внимание людей. Это значит, что, не обладая эстетическим пониманием и чувством, животное обнаруживает психофизическую способность творить целесообразно без представления цели. Такое творчество является упорядоченным материальным выражением сущности данного вида. Оно прекрасно!
Тоже можно сказать о птицах, в этой летающей материи природа достигла высочайшего уровня развития. При виде птиц мы интуитивно угадываем или осознанно чувствуем простор, свободу!
Используя живую силу природы. Люди помогают ей в создании красоты.
Нами рассмотрены, с точки зрения эстетической, некоторые царства природы. Каждое из них по своему привлекательно- прекрасно, возвышенно. Разные царства природы в совокупности образуют конкретный ландшафт, естественно-эстетическое целое, представляющее собой пейзаж. Его духовный потенциал огромен, так как любой элемент пейзажа не просто обогащает другие, а эстетически усиливает их. Такой пейзаж есть прекрасная картина и вид природы в целом, пейзаж есть эстетический комплекс естественных факторов. Созерцание прекрасного пейзажа является эстетическим открытием непосредственной жизни природы в ее пластических образах, формах, цветах и звуках. Природа реализует способность любить и радоваться, духовно светлеть, насыщаться тем высоким смыслом и чувством, которые делают человека счастливым. Прекрасный пейзаж формирует эмоциональное равновесие, побудительным образом влияет на образ жизни и поведение человека, напоминая ему о возможности и необходимости быть лучше.
Все пейзажи- первозданные или рукотворные, представляют собой невесомую ценность природы, сокровенное общественное богатство. И человек должен организовывать надлежащее использование эстетических ресурсов природы.