Раннее развитие детей
Шестидесятые годы были эпохой нашей веры в светлое будущее. Но среди самых несбыточных лозунгов был один, в который мы не верили: «догнать и перегнать Америку!» Этот призыв стал темой множества анекдотов. Когда мы все же ухитрялись перегнать американцев, это достигалось либо жутким напряжением сил всей страны, либо касалось тех областей, которыми американцы переставали интересоваться. В какой-то момент мы обогнали их по производству ламповых приемников, рубашек из чистого нейлона и черно-белых телевизоров. Но вот сейчас, на рубеже тысячелетий, у нас появился шанс совершить невероятный скачок, далеко обставив Америку в добыче и производстве драгоценнейшего из металлов, драгоценнее не бывает.
Нашей школой мы особенно похвастаться не можем. Это понятно всем, кроме деятелей народного образования, которые держат круговую оборону и «стоят насмерть». Это сильная позиция, и она вызывала бы уважение, не касайся она наших детей и будущего страны. Потому что вместе со слабой школой мы потихонечку сползаем на уровень третьеразрядного государства. Известно, что по математике результаты наших учеников не входят в мировую двадцатку, не лучше достижения и у Украины, не сильнее – и у Израиля, где много школьников из бывших советских республик. Мы сдаем свои позиции в спорте, особенно это заметно по массовым видам (возьмите футбол, хоккей, легкую атлетику – результаты очень бледные). Еще одна важная проблема – здоровье наших школьников. Из ленинградских призывников когда-то комплектовались элитные войска, сейчас это кажется сказкой. Сведения по стране: сколиоз у 87% учащихся! Да и возможна ли «серьезная» учеба без испорченного зрения, без искривленного позвоночника?
Оказывается, такая учеба возможна. И «революционный прорыв» совершен не педагогом, а врачом. Американский военный врач Гленн Доман в конце сороковых годов начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым пришел его институт в Филадельфии, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Воздействие на зрение обездвиженных детей (их по специальной методике Домана учили читать) привело к тому, что такие дети постепенно, понемногу начинали двигаться. Ребенку демонстрировались карточки с крупно написанными словами, эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал считанные секунды, но таких уроков в день было несколько десятков. И многие из этих несчастных детей, неподвижных немых инвалидов, которых считали безнадежными, начинали переворачиваться, ползать, вставать, выучивались читать в три-пять лет, а более поздние тесты обнаруживали, что они по развитию обгоняют «нормальных» детей! Потрясающе!
Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. И вот среди этих детей сколиоза не было. Дети двух, трех, четырех лет начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами, но – и это, быть может, самое главное – были прекрасно развиты физически. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.
БАЗОВЫЙ ВЫВОД ДОМАНА: УЧЕБА ЭФФЕКТИВНА ТОЛЬКО В ПЕРИОД РОСТА МОЗГА. Мозг человека растет до семи – семи с половиной лет.
БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП ДОМАНА: РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ДВИГАТЬСЯ С ПЕРВОГО ДНЯ ЖИЗНИ. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день. Вы спросите, влияет ли ползанье на развитие способностей ребенка? Еще как. Двух- месячный ребенок, который выползает из комнаты, очень отличается по развитию мозга от ребенка, который лежит это время в люльке на спине и пролежит так еще несколько месяцев. И эта разница в уме, активности, одаренности будет чувствоваться всю жизнь. Доман, перечисляя известных выдающихся личностей, которые начали читать в три года, часто повторяет: «они так рано научились читать, потому что были гениями, или они СТАЛИ гениями, потому что так рано выучились читать?» И это действительно серьезный вопрос, а не шутка.