Роль и место I четверти 5 класса в системе занятий по ИЗО
Главная цель преподавания ИЗО в школе – формирование духовной культуры личности учащегося, ознакомление с народным, национальным и мировым художественным наследием, развитие потребности в постоянном общении с произведениями искусства и в посильном художественном преобразовании мира. Значительную роль в достижении данной цели играет I четверть 5 класса.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
закреплять представления о принципах построения композиции произведений декоративно-прикладного характера, о цветовом решении композиции;
развивать художественно-образное мышление, художественный вкус, творческое воображение;
закреплять умения и навыки школьников по передаче конструктивных особенностей и пропорций животных; развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию;
закреплять умения и навыки детей по передаче состояния и настроения природы с помощью композиционного и цветового решения;
развивать творческие способности в композиции;
воспитывать любовь к природе и способность видеть ее красоту;
закреплять навыки по стилизации реальных форм живой природы, умение лаконично и выразительно передавать элементы пейзажа в декоративной композиции;
развивать умение эстетического восприятия окружающей среды, интерес к творческой деятельности;
совершенствовать умения и навыки работы с природными материалами, повторить принципы и приемы создания композиций из засушенных растений, отдельных цветов, листьев, плодов;
закреплять умения учащихся передавать в рисунке особенности формы и пропорции объектов изображения, моделировать объем цветом, изменять цвет поверхности предметов в зависимости от цвета источника освещения, передавать цвет в тенях;
закреплять умения и навыки передачи в рельефном изображении пропорций и конструкции объектов.
Планирование
I
четверти 5 класса
1-й урок.
Вид занятий: аппликация.
Тема урока: Осенние цветы.
Задачи: закреплять представления о принципах построения композиции произведений декоративно-прикладного характера, о цветовом решении композиции;
развивать художественно-образное мышление, художественный вкус, творческое воображение.
Оборудование: иллюстрации со стилизованным изображением цветов;
плотная белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей.
Межпредметные связи: ДПИ.
Структура урока.
1. Организационная часть.
2. Вступительная беседа.
3. Объявление новой темы.
4. Объяснение и показ наглядности.
5. Самостоятельная работа учащихся.
6. Просмотр работ.
7. Итог урока.
Ход урока.
Урок начинается с беседы об осенних цветах, об особенностях их изображения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Натуральные, природные формы в них стилизуются, приближаясь к геометрическим.
Объяснение методов работы над композицией проводится при помощи рассмотрения наглядности, вывешенной на классной доске. Учитель указывает на то, что декоративные композиции обычно симметричны, в них наблюдается чередование определенных геометрических форм, цветовая палитра ограничена. После объяснений учащиеся приступают к самостоятельной работе.
В конце урока работы просматриваются, обсуждаются и оцениваются. Подводится итог.
2-й урок.
Вид занятий: изображение.
Тема урока: В заповеднике.
Задачи: закреплять умения и навыки школьников по передаче конструктивных особенностей и пропорций животных; развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: открытки, иллюстрации с изображением животных; бумага, тушь, перо, шариковая ручка с черной пастой.
Межпредметные связи: природоведение.
Структура урока.
1. Организационная часть.
2. Объявление новой темы.
3. Беседа с рассмотрением иллюстраций.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Выставка работ.
6. Итог урока.
Ход урока.
Урок начинается с объявления учителем новой темы.
В ходе беседы детям задаются вопросы о том, какие национальные заповедники есть на территории нашей республики, с какой целью они создаются, каких обитателей заповедников знают дети.
Во время рассмотрения иллюстраций учитель обращает внимание детей на особенности строения и пропорции животных, на композиционные моменты решения темы. После этого учащиеся приступают к выполнению задания.
В конце урока проводится выставка работ учащихся, подводится итог урока.