Роль и место I четверти 5 класса в системе занятий по ИЗО
3-й урок.
Вид занятий: изображение.
Тема урока: Солнечное утро.
Задачи: закреплять умения и навыки детей по передаче состояния и настроения природы с помощью композиционного и цветового решения;
развивать творческие способности в композиции;
воспитывать любовь к природе и способность видеть ее красоту.
Оборудование: репродукции картин художников, слайды;
запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»;
бумага, гуашь, акварель.
Межпредметные связи: природоведение, музыка.
Структура урока.
1. Организационная часть.
2. Вводная беседа по новой теме.
3. Рассмотрение репродукций, слушание музыки.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Просмотр работ.
6. Итог урока.
Ход урока.
Урок начинается с беседы о прекрасном в природе, о состояниях природы в разное время года и суток. Изменения в погоде напрямую влияют на состояние природы. Эти перемены могут быть удивительно быстрыми и способны изменить общую тональность пейзажа в считанные минуты.
Чтобы дать возможность учащимся испытать это на себе и вдохновить их на активную творческую деятельность, используется магнитофонная запись музыки Чайковского, цветные диапозитивы и репродукции картин И.И.Левитана «Золотая осень», Дж.Гамильтона «Лунный свет», У.Хомера «Закат в Глостере», А.Куинджи «Ночь на Днепре» и др. Учитель указывает на влияние цветовых отношений в передаче состояния и настроения природы. После этого ученики приступают к работе.
В конце урока работы просматриваются и обсуждаются, подводится итог урока.
4-й урок.
Вид занятий: коллаж.
Тема урока: Золотая осень.
Задачи: закреплять навыки по стилизации реальных форм живой природы, умение лаконично и выразительно передавать элементы пейзажа в декоративной композиции;
развивать умение эстетического восприятия окружающей среды, интерес к творческой деятельности.
Оборудование: иллюстрации с изображением стилизованных форм живой природы;
цветная бумага, ткань, тесьма, нитки, ножницы, клей.
Межпредметные связи: ДПИ, природоведение.
Структура урока.
1. Организационная часть.
2. Вступительная беседа.
3. Объявление новой темы.
4. Объяснение и показ наглядности.
5. Самостоятельная работа учащихся.
6. Просмотр работ.
7. Итог урока.
Ход урока.
Урок начинается с беседы об особенностях изображения форм живой природы в произведениях декоративно-прикладного искусства. Натуральные, природные формы в них стилизуются, приближаясь к геометрическим.
Объяснение методов работы над композицией проводится при помощи рассмотрения наглядности, вывешенной на классной доске. Учитель указывает на то, что декоративные композиции обычно лаконичны и выразительны, в них наблюдается чередование определенных геометрических форм. После объяснений учащиеся приступают к самостоятельной работе.
В конце урока работы просматриваются, обсуждаются и оцениваются. Подводится итог.
5-й урок.
Вид занятий: флористика.
Тема урока: Цветочная композиция.
Задачи: совершенствовать умения и навыки работы с природными материалами, повторить принципы и приемы создания композиций из засушенных растений, отдельных цветов, листьев, плодов.
Оборудование: белая и цветная бумага, засушенные растения, клей.
Межпредметные связи: природоведение.
Структура урока.
1. Организационная часть.
2. Объявление новой темы.
3. Беседа по новой теме.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Выставка работ.
6. Итог урока.
Ход урока.
Урок начинается с объявления учителем новой темы.
В ходе беседы дети вспоминают, что такое флористика, какие основные принципы и приемы создания композиций из засушенных растений: для темных растений выбирается светлый фон и наоборот; растения укладываются от края к центру; крупные темные цветы располагают внизу, а небольшие светлые – вверху. После того, как ученики составят эскизы композиций, они переходят к практической работе.
В конце урока работы просматриваются и обсуждаются, подводится итог урока.
6-й урок.
Вид занятий: изображение.
Тема урока: Осенний натюрморт.
Задачи: закреплять умения учащихся передавать в рисунке особенности формы и пропорции объектов изображения, моделировать объем цветом, изменять цвет поверхности предметов в зависимости от цвета источника освещения, передавать цвет в тенях.
Оборудование: постановка натюрморта;
бумага, гуашь, акварель.
Межпредметные связи: природоведение.