Значение упражнений в формировании орфографического навыка у младших школьников, их классификация
знания, навыки грамотного письма осваиваются через упражнения. Именно они составляют главное содержание учебной деятельности. Неудивительно, что характер упражнений, их последовательность, интенсивность, эффективность постоянно находились и находятся в поле зрения обучающих и обучающихся.
В процессе формирования орфографических навыков, упражнение выступает как носитель содержания обучения и средство его усвоения, как способ организации и управления учебной деятельностью.
Знания по орфографии закрепляются и углубляются путем повторения действий. В ходе упражнения осуществляется перенос сделанных обобщений, сформулированных в виде правил, на аналогичные случаи, знания углубляются, конкретизируются, осмысливаются и преодолеваются трудности, обусловленные применением правил, происходит упрощение способов оперирования знаниями, что и способствует формированию орфографических навыков у младших школьников.
Эффективность упражнений определяется рядом действий:
1) упражнения должны проводиться систематически, способствовать условиям и этапам формирования навыков;
2) велика роль при выполнении упражнений мобилизации действий, понимания этих действий;
3) упражнения должны быть посильными для учащихся и в то же время включать трудности, постепенно их увеличивая;
4) эффективность упражнений определяется и в том, в какой мере их выполнение активизирует познавательные способности младших школьников.
Упражнения, направленные на формирование умения видеть орфограмму в слове, на овладение операциями, обеспечивающими применение правила, на установление связи между частными операциями, на уточнение сущности в формулировке правила.
Упражнения определяются особенностями орфографии, различаются: по назначению, характеру мыслительной деятельности, по особенности работы над дидактическим материалом, по форме речи выполняемых работ и другим признакам.
Для выяснения обучающих возможностей упражнений желательно знать основания, по которым они классифицируются и группируются.
Рассмотрим классификацию упражнений которую рассматривает Львов М.Р.
Упражнения.
1) По цели, назначению упражнения делятся на обучающие и контрольные.
Данные классификационные наименования являются условными. Контрольные упражнения также являются обучающими: они пишутся при максимальном внимании, при их выполнении требуется найти орфограмму и квалифицировать ее.
2) По характеру мыслительной деятельности: аналитические и синтетические.
К аналитическим относятся: орфографический разбор, чтение примеров с последующим объяснением орфографии и другое; а к синтетическим – описывание приложений со вставкой пропущенный букв, подбор предложений на данное правило и так далее.
3) По дидактическому материалу, данному для их выполнения.
Дидактический материал может состоять из отдельный слов, отдельный предложений, связных текстов. Для одних упражнений дидактический материал в готовом виде (орфографический разбор), для других дидактический материал не прилагается, даются указания для его составления (написание изложений, сочинений).
4) По характеру работы над дидактическим материалом.
Для одних упражнений дидактический материал не меняется (орфографический разбор), для других в дидактический материал вносят разного рода изменения (творческий диктант).
5) По степени самостоятельности при их выполнении.
Могут выполняться по образцу, данному учителем или учебником; и требующие самостоятельного решения.
6) По форме речи: письменные и устные.
В начальных классах чаще всего преобладают письменные упражнения, нередко сопровождаемые объяснениями написания слов. К устным относят орфографический разбор, который может предшествовать записи текста или следовать за ним.
7) По степени закрепления материала упражнения могут проводиться по закреплению одной темы или нескольких; упражнения по орфографии могут не совмещаться или совмещаться с закреплением других разделов школьного курса русского языка.
Перечень оснований, по которым проведено деление, не является полным.
Рассмотрим некоторые группы упражнений, используемых при формировании орфографических навыков у младших школьников, которые выделяются традиционно в методике.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Особенно эффективен на первой стадии обучения сразу после объяснения правил. Он развивает орфографическую зрелость. При орфографическом разборе надо найти орфограмму, назвать ее, указать условия действия правила, объяснить написание.
По объему орфографический разбор бывает полным, частным или тематическим.