Значение упражнений в формировании орфографического навыка у младших школьников, их классификация
Регулярно проводимый орфографический разбор облегчает работу над ошибками.
СПИСЫВАНИЕ
Передача в письменной форме зрительно-воспринимаемого слова, предложения, текста.
Чаще всего сочетается с выполнением грамматического, лексического или словообразовательного задания.
Списывание делится:
- на сплошное или выборочное;
- на учебное или контрольное;
- на простое или сложное;
- по вопросам;
- самодиктант;
- творческое.
ДИКТАНТ
Упражнение, которое строится на соотношение устной речи и письменной.
Диктант способствует переходу от письма под диктовку к произвольному, творческому письму, при котором благодаря действию долговременной памяти – удержанию и повторению – происходит словесный синтез, оформляемый в речь письменную.
Диктанты классифицируются:
1) по структуре текста для диктанта:
- словарные;
- состоящие из отдельных предложений;
- представляющих связные тексты;
2) по назначению:
- обучающие;
- контрольные – проверочные;
- контрольные – контрольные;
3) по сообщению объяснения орфограмм к моменту письма:
- предварительный;
- комментируемый;
- объяснительный;
4) по характеру деятельности учащихся при записи диктуемого текста:
- диктанты с изменением текста: выборочный, творческий, свободный;
- диктанты с продолжением текста;
ИЗЛОЖЕНИЕ
Вид работы по развитию речи, представляющий собой устное или письменное воспроизведение прослушанного текста.
Различают:
- зрительные или слуховые;
- полные, близкие к тексту, выборочные, сжатые;
- повествовательные, описательные, художественные, деловые, творческие;
- обучающие и контрольные;
- с грамматическим заданием и без него.
ЛЕКСИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ
СОЧИНЕНИЕ
Творческая работа, требующая наибольшей самостоятельности.
В сочинении важным является орфография. После написания сочинения в соответствии с заданием, учащиеся письменно объясняют написание слов с теми орфограммами, над которыми, по мнению учителя, нужно работать в данный момент.
Сочинения как устные так и письменные классифицируются:
1) по источникам материала:
- сочинения о пережитом, виденном, слышанном (непосредственный опыт);
- сочинения на книжном материале, по картинам, рассказам учителя (опосредованный опыт);
- сочинения, где используются разные источники;
2) по степени самостоятельности:
- коллективные;
- индивидуальные;
3) по жанрам:
- повествование;
- описание;
- рассуждение;
4) по стилю:
- эмоционально-образные (художественные);
- деловые (научные).
Благодаря упражнениям, которые проводится систематически, мы можем достичь автоматизма. Автоматизм орфографического навыка формируется в результате многократных повторений действий, то есть использования упражнений.
В результате упражнений образуется прямая связь между грамматическим характером орфограммы и ее письменным оформлением. Возникает такое положение, при котором ученик пишет по правилу, не создавая этого правила, и поэтому может быстро, по ходу письма, выполнять сложные учебные задания.
«Упражнения в применении правил не только закрепляют правильные образцы слов, но, что для морфологической орфографии особенно существенно, в упражнениях обрабатываются те мыслительные операции, те приемы умственной работы, которые необходимы для рассказывания грамматической природы орфографии и для выбора соответствующего правила, дающего правильный образец письма»[6].
После того, как учитель объяснил суть орфографического правила, указал опознавательный признак соответствующей орфограммы, рассмотрел способ применения изучаемого правила, дал образцы устного и письменного анализа в соответствии со схемой орфографического разбора, что данному правилу, учащиеся приступают к выполнению орфографических упражнений.
Т.О. успешное формирование орфографических навыков у младших школьников возможно при выборе упражнений учителем по предлагаемому порядку действий (выяснение орфограммы и психофизиологические факторы, лежащие в основе формирования; учесть стадию обучения; преемственность и перспективность в изучении данной темы; другие факторы, обусловленные подготовленностью класса) и выполнении упражнений в определенной системе. А также если эти упражнения систематически используются и дополняют друг друга.
Не разнообразие упражнений, а их целесообразность, определяемая задачами правильного становления навыка и его неуклонного развития приносит положительный эффект.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА