Значение упражнений в формировании орфографического навыка у младших школьников, их классификация

Регулярно проводимый орфографический разбор облегчает работу над ошибками.

СПИСЫВАНИЕ

Передача в письменной форме зрительно-воспринимаемого слова, предложения, текста.

Чаще всего сочетается с выполнением грамматического, лексического или словообразовательного задания.

Списывание делится:

- на сплошное или выборочное;

- на учебное или контрольное;

- на простое или сложное;

- по вопросам;

- самодиктант;

- творческое.

ДИКТАНТ

Упражнение, которое строится на соотношение устной речи и письменной.

Диктант способствует переходу от письма под диктовку к произвольному, творческому письму, при котором благодаря действию долговременной памяти – удержанию и повторению – происходит словесный синтез, оформляемый в речь письменную.

Диктанты классифицируются:

1) по структуре текста для диктанта:

- словарные;

- состоящие из отдельных предложений;

- представляющих связные тексты;

2) по назначению:

- обучающие;

- контрольные – проверочные;

- контрольные – контрольные;

3) по сообщению объяснения орфограмм к моменту письма:

- предварительный;

- комментируемый;

- объяснительный;

4) по характеру деятельности учащихся при записи диктуемого текста:

- диктанты с изменением текста: выборочный, творческий, свободный;

- диктанты с продолжением текста;

ИЗЛОЖЕНИЕ

Вид работы по развитию речи, представляющий собой устное или письменное воспроизведение прослушанного текста.

Различают:

- зрительные или слуховые;

- полные, близкие к тексту, выборочные, сжатые;

- повествовательные, описательные, художественные, деловые, творческие;

- обучающие и контрольные;

- с грамматическим заданием и без него.

ЛЕКСИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ

СОЧИНЕНИЕ

Творческая работа, требующая наибольшей самостоятельности.

В сочинении важным является орфография. После написания сочинения в соответствии с заданием, учащиеся письменно объясняют написание слов с теми орфограммами, над которыми, по мнению учителя, нужно работать в данный момент.

Сочинения как устные так и письменные классифицируются:

1) по источникам материала:

- сочинения о пережитом, виденном, слышанном (непосредственный опыт);

- сочинения на книжном материале, по картинам, рассказам учителя (опосредованный опыт);

- сочинения, где используются разные источники;

2) по степени самостоятельности:

- коллективные;

- индивидуальные;

3) по жанрам:

- повествование;

- описание;

- рассуждение;

4) по стилю:

- эмоционально-образные (художественные);

- деловые (научные).

Благодаря упражнениям, которые проводится систематически, мы можем достичь автоматизма. Автоматизм орфографического навыка формируется в результате многократных повторений действий, то есть использования упражнений.

В результате упражнений образуется прямая связь между грамматическим характером орфограммы и ее письменным оформлением. Возникает такое положение, при котором ученик пишет по правилу, не создавая этого правила, и поэтому может быстро, по ходу письма, выполнять сложные учебные задания.

«Упражнения в применении правил не только закрепляют правильные образцы слов, но, что для морфологической орфографии особенно существенно, в упражнениях обрабатываются те мыслительные операции, те приемы умственной работы, которые необходимы для рассказывания грамматической природы орфографии и для выбора соответствующего правила, дающего правильный образец письма»[6].

После того, как учитель объяснил суть орфографического правила, указал опознавательный признак соответствующей орфограммы, рассмотрел способ применения изучаемого правила, дал образцы устного и письменного анализа в соответствии со схемой орфографического разбора, что данному правилу, учащиеся приступают к выполнению орфографических упражнений.

Т.О. успешное формирование орфографических навыков у младших школьников возможно при выборе упражнений учителем по предлагаемому порядку действий (выяснение орфограммы и психофизиологические факторы, лежащие в основе формирования; учесть стадию обучения; преемственность и перспективность в изучении данной темы; другие факторы, обусловленные подготовленностью класса) и выполнении упражнений в определенной системе. А также если эти упражнения систематически используются и дополняют друг друга.

Не разнообразие упражнений, а их целесообразность, определяемая задачами правильного становления навыка и его неуклонного развития приносит положительный эффект.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

Перейти на страницу: 1 2