Воспитание ребенка младшего школьного возраста в семье.

Сами готовые включиться в любое дело, дети часто вовлекают взрос-лых в свои занятия. Приходится молодым мамам и папам тратить время на долгие прогулки, путешествия в лес, куда иначе бы они не нашли бы времени выбраться.

Стили семейного воспитания

.

Происходящие в нашей стране об-новления политической духовной жизни знаменательно тем, что ставит человека в центр политики и экономики, возвращает общечеловеческим ценностям статус приоритетных. Это происходит в общественном и ин-дивидуальном сознании.

Переосмысление природы и назначения человека пробуждает пси-хологов и педагогов пересмотреть привычные стереотипы мышления, традиционные подходы.

Как и все общество, семья и школа долго терпели бремя авторитарности и догматизма. Сегодня гуманизация отношений внутри школы так же ак-туальна, как и взаимоотношение семьи и школы.

Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и школы -это плюрализм мнений, необходимость прини­мать иной образ мыслей и образ жизни как для учителей, так и для ро­дителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними не возможно.

Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, учителям, социальным педагогам нужно понять, что именно хотят они воспитывать в своих детях, какими средствами пользуются, то есть понять их установки.

Различные установки родителей находят свое воплощение в стилях семейного воспитания.

Под стилем семейного воспитания психологи и социальные педагоги подразумевают те аспекты воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ре­бенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, харак­тер контроля за его действиями, способ предъявления требований, фор-мы поощрения и наказания.

Родители, которые предоставляют своим детям определенную само­стоятельность относятся к ним с теплом и уважением, применяют мини­мум наказаний, часто предоставляют самим детям регулировать свое поведение - это демократичные родители.

Они воспитывают социально-адаптированных, независимых детей, ак­тивных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми. Ав­торитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авто­

ритарность сочетаться с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность . Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям.

У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контро­лируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.

Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внима­ния, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних пре­ступников немало детей, положение которых в семье можно охарактери­зовать как безнадзорное.

Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не дол­жен подавлять личность ребенка. Перед взрослым стоит задача - поиск развивающего контроля.

Американские психологи и социальные педагоги предлагают родите­лям заменить директивный контроль, который используют авторитарные родители, использовать инструктивный контроль: "Может сделать так, как я предложу".

Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Перейти на страницу: 1 2 3 4