Взаимодействие школы и семьи в воспитании.
2. Служба культурного досуга.
Эта служба была создана 1992 году, в ней работали от 3 до 5 человек (социальные педагоги). Основное назначение службы - задействовать как детей, так и взрослых в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности . Формы организации той деятельности разнообразны: различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей ( "День матери", “Праздник новоселов” и т.д. ), игровых семейных конкурсов и состязаний ("Спортивная семья", "Семья эрудит" и т.д ), читательских конференций типа "Вечер воспоминаний, забытые имена”, или “Отдыхаем всей семьей", - встреча с артистами народного театра "Заря".
При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и учащимися практикуются деловые игры, такие как "Вертушка общения", "Пресс-центр" и т.д.
Специалистами службы велся постоянный учет занятости детей в различных видах культурно-досуговой и спортивной деятельности.
Следующая социальная служба:
Служба правовой и экономической защиты семьи и личности, професиональной ориентации и социальной адаптации. Основная цель службы - помочь учащимся, родителям адаптироваться в современных социально-экономических условиях, обеспечить успех их профессионального са-моопределения. Для учащихся организовывались встречи с представи-телями разных специальностей и профессий. Для родителей и детей был организован экономический всеобуч, давались консультации по состале-нию бюджета семьи, планирование расходов на рациональное питание. Велась работа и по правовой просвещенности родителей и детей. Дава-
лись конкретные советы правовой направленности, проводились тематические занятия, вечера вопросов и ответов, конкурсы правоведов.
3. Служба психического и физического здоровья семьи и личности.
Основные задачи этой службы - пропаганда здорового образа жизни; выявление причин психического и физического нездоровья детей; организация взаимосвязи между личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика вредных привычек.
4. Служба развития и поддержки детских и юношеских инициатив.
Деятельность службы по поддержке и развитию детско-юношеских социальных инициатив в школе разграничена на такие основные аспекты:
Социальный - обеспечение условий для школьников в реализации их увлечений и творческих проектов, в творческом освоении окружающего мира (это творческие занятия, коллективные творческие дела).
Коммуникативный - обобщение через развивающие интеллектуально-тренинговые игры, другие досуговые формы.
Образовательный - разработка и поведение коллективных и индивидуальных игр, занятий, игр, дел по дополнительному образованию.
Информационный - изучение основ научных знаний, специальной литературы, консультативная учебная работа с организаторами творческих дел, педагогами, инициативными группами.
5. Служба социальной профилактики.
Основными задачами являются:
- Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании.
- Организация услуг семейного общения, психолого-педагогические консультации для родителей.
- Организация помощи детям, социально мало защищенной категории семей, приобретение льготных путевок и т.д.
- Работа с учителями по обеспечению индивидуального обучения и воспитания детей с целью преодоления ими школьной дезадаптации.
- Защита детей от жестокости взрослых.
- Охрана прав ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка.
Социальной помощи и более пристального к себе внимания требуют семьи, имеющие статус беженцев. Число таких семей за последние годы сильно возросло, семей, в которых родители имеют статус безработных.
Силами социальных педагогов в школе организована работа "Телефона доверия".
По данным социальных педагогов в этой школе значительно улучшилась успеваемость, видны ощутимые положительные результаты воспитательной работы.
Из опыта Буденовской школы напрашивается вывод, что работа социальных педагогов в школе просто необходима, большой педагогический эффект исходит от работ социальных служб, организованных в школе. Хотелось бы, конечно, чтобы многие школы последовали опыту Буденовской школы, исходя, из своих собственных особенностей построили систему социально-педагогической работы.
По данным исследований семей в начальном звене средней школы п. 13 г.Нерюнгри*
, прослеживается зависимость между обстановкой в семье и успеваемостью. Количество относительно благополучных семей совпадает с количеством успевающих детей на "4" и "5". Количество
-----------
*
см. приложение п. 2,
учащихся по пониженным оценкам по поведению совпадает с количест
вом педагогически несостоятельных семей, что является причиной сни
жения активности преподавателей в учебно-воспитательном процессе.
Также, по данным учителей была прослежена зависимость успеваемости мальчиков и девочек в различных типах семей.**