Взаимодействие школы и семьи в воспитании.
В школе выявился достаточно известный факт лучшей успеваемости девочек, не в последнюю очередь, обусловлен, как унификацией требований к ученицам и ученикам. Из-за преимущественно женским составом учителей, которые лучше могут оценить и поощрить успехи девочек.
Каждому социальному-педагогу необходимо в начале планируемой работы сделать анализ семейного воспитания (А С В), что поделалось в школе п. 13.
Каждому родителю был выдан бланк ответов, в котором он должен выделить тот номер высказывания, с которым согласен.***
Анализ ответов проходил по следующим аспектам:
- Уровень протекции в процессе воспитания ( шкала П+; П-)
Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию ребенка.
Среди родителей младших школьников наблюдалась гиперпротекция ( шкала П-) - случай крайне пониженного уровня протекции. Ребенок при
этом оказывается на периферии внимания родителей. За него берутся лишь тогда, когда случается что-то серьезное.
- Степень удовлетворения потребностей ребенка ( шкала У+; У-)
-----------
**
см. приложение п. 5, ***
см. приложение п. 3
В ответах родителей младших школьников преобладала шкала ( У-) - игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное стре-мление родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.
- Количество требований к ребенку в семье ( шкала Т+;Т-).
Анализируя ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в ответах преобладала чрезмерность требований (шкала Т+). Это означает повышенную моральную ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики, непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок, преобладали ответы со шкалой (Т-) - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.
- Количеством требований, запретов, т.е указание на то, что ребенку делать нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка.
У родителей молодых в ответах преобладала шкала(З+) - в этом случае ребенку "все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие реакции эмансипатии. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала (З-) - недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их.
Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные причины отклонения в семейном воспитании:
Причина нарушения, которая по ответам родителей находится на первом месте - это расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).
Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких-либо причин, супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы ребенок, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком.
Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю любовь".
На втором месте находится следующая причина -воспитательная неуверенность родителей. ( шкала ВН ). В этом случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает ему во всех вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у родителя "слабое место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.
На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). При этом разница во мнениях родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребенка. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует, кто прав в воспитательных спорах, а не то, как воспитывать ребенка.
Для того чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспитании, данный анализ семейного воспитания необходимо подкрепить методикой родительского отношения. Она позволяет выявить особенность родительского отношения к ребенку. Особенностей восприятия и пони-
мания характера и личности ребенка, его поступков. Для этого родителям был предложен "бланк ответов", который содержит утверждения о родительском отношении. Родителю необходимо выделить тот номер ответа, с утверждением которого он согласен.
Методика анализа родительского отношения состоит из 5 аспектов:
1. Принятие - отвержение
Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, родитель стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких родителей относится 15 % от числа отвечающих. Полюс отвержения: родитель воспринимает ребенка неприспособленным, неудачным ( 10 % от числа опрошенных ).