Заключение

Итак, мы рассмотрели основные этапы развития российского образования.

В развитии российского образования были выделены следующие этапы: до принятия христианства – появление первых форм образования; с принятием христианства – становление в определенной мере целостной системы древнерусского образования; вторая половина XIV в. отмечена как подъем образования после монгольского нашествия; XVII век – создание новых школ, содержания и учебников; с XVIII в. в России начинает складываться современная система образования; огромное значение для развития образования России имела середина XIX в., когда начался переход к современным типам школ и содержанию, массовому начальному образованию; Октябрьская револю­ция стала началом создания единой общеобразовательной шко­лы России.

Если же рассмотреть развитие российского образования с точки зрения типов школ, то, очевидно, что в ее истории сформировалась два типа школы: церковная и национальная.

Церковная школа, церковное образование как тип существовало в России до конца XVII века. Это была церковная школа и по организации (в XI – XII вв. существовали и государственные школы, но в силу духовного единства государства и церкви в Древней Руси, их можно по праву определить как церковные школы, а в XVII в. даже становление Славяно-греко-латинской академии шло под духовным руководством церкви), и по со­держанию в основе лежали семь свободных наук, «свободных мудростей», и по технологиям.

С XVIII в. в России начинает складываться национальное образование, причем опять же происходит становление принципиально нового образования во всех компонентах: в организации — образование отделяется от церкви и переподчиняется государству; в содержании — национальная культура и науки заменяют семь свободных мудростей; в технологиях — постепенно классно-урочная форма и развивающие методы заменяют прежние формы (прежде всего индивидуальную и индивидуально-групповую) и методы обучения.

Следовательно, история западноевропейского образования представлена четырьмя типами школ: церковной, схоластической, классической и национальной, а российского — двумя: церковной и национальной.

Педагогическое сознание России представлено народным, нормативным и теоретическими типами.

Нормативное педагогическое сознание, представленное во многих творениях древнерусской культуры, сформировавшее основные идеи, ценности и содержание древнерусского воспитания и образования, развивается в чистом виде до начала XVIII века.

С XVIII в. в России формируется теоретическое педагогическое сознание. Оно представлено во множестве психолого-педагогических трудов. Наиболее важные этапы развития этого типа сознания – педагогика Просвещения, до конца XIX в., и реформаторская педагогика, с начала XX века.

Процесс развития западноевропейского и российского образования характеризуется определенной общностью и внутренней связью.

В Западной Европе и в России образование и воспитание строилось на основе христианской веры, и веками европейские государства осваивали богатейший мир античной педагогики, черпая здесь и содержание, и технологии обучения, и принципы организации образования.

Эта общность прослеживается и в средние века на уровне единой христианской идеологии, близкого содержания (в основе которого лежат семь свободных искусств) и технологий обучения.

Близкими между собой, сегодня являются западноевропейская и российская системы образования по своей структуре, содержанию и технологиям обучения.

Российское образование, отвечающее объективным потребностям развития российского общества, глубинного бытия страны и ее народа, как и в любой другой европейской стране, сохраняло и сохраняет свои особые черты, проявляющиеся во всех его компонентах, делающие его самобытным явлением мировой педагогической культуры. Эта самобытность проявляется и в идеологии, и в педагогической культуре, и в отношениях учителей и учеников, и в организации образования.

Разумеется, России пришлось много учиться у других народов, особенно в XI – XII вв. и в XVIII – XIX вв.

Однако, учась, Россия сохраняла и совершенствовала систему образования, отвечающую потребностям ее социально-экономического развития, духовно-нравственным основам российского народа. Поэтому попытки принизить наше образование, особенно на том основании, что мы учились у других (как будто европейские государства веками не учились у византийцев, арабов, друг у друга) совершенно не оправданы.

Крайне важно осознать, что при реформировании нашей отечественной школы в равной степени не приемлемы ни западнические, ни славянофильские идеи, призывающие к разрушению, «слому», «демонтажу» реально существующей школы, как во имя иностранных, так и прошлых образцов российского образования. Основой основ идеологии развития нашего образования должны стать слова К.Д. Ушинского «… Благоденствие России … заключается не в остановке развития, и не в подражании западным преобразованиям, а в самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем из сознания действительных народных потребностей, а не из детского желания угоняться за Западом».

Перейти на страницу: 1 2