Заключение

Важно осознать, понять единую линию духовного развития России, линию понимания ее государственного развития, осознать непреходящие ценности нашей культуры и образования, представленных в трудах и делах Илариона, Сергия Радонежского, М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, и других великих деятелей России.

Не менее важно, чтобы каждый учитель осознавал себя не серой, забитой личностью, а носителем одной из величайшей в мире педагогических культур и был достойным этой культуры. А для этого ему надо подняться до идеалов, заложенных в российском образовании, увидеть и принять истоки его гуманизма в традициях и правилах народной жизни, построенных на началах душевности, доброты, кротости, отзывчивости, умении жить с другими.

Разумеется, из этого вовсе не следует вывод об идеальности нашего образования. Необходима колоссальная работа по его всестороннему совершенствованию и на уровне всей системы, и на уровне отдельных компонентов. Поэтому важнейшими задачами теории и практики должны стать: совершенствование единой, с учетом разных вариантов, модели школы; уточнение структуры школы; оптимизация сроков обучения на каждой ступени образования; формирование более правильной органи­зации школы и управления системой образования; уточнение целей, функций, содержания, форм и методов воспитания и обучения на каждой ступени школьного профессионального, постпрофессионального и непрерывного образования; осознания приоритета воспитания и восстановления в школе главных его форм, особенно духовного и нравственного.

Прогнозируя развитие образования на ближайшие десятилетия как эволюционное совершенствование реально существующей школы, было бы величайшей ошибкой отмахнуть­ся от идей и концепций создания и принципиально новых мо­делей воспитания и образования. Вполне возможно, что часть из них прорастет вполне жизнеспособными школами. В этой связи представляется крайне важным создание «эталонных центров», «экспериментальных площадок», реализующих идеи как зарубежных, так и отечественных исследователей и не раз­рушающих гигантских, веками совершенствовавшихся европей­ских систем образования. Кстати, так развивались все жизнен­ные школы. Университеты долгое время сосуществовали с выс­шими церковными школами, а гимназии с учеными школами, становясь затем всеобщим типом учебных заведений.

Труды выдающихся мыслителей, педагогов и психологов XVIII – XX вв., и особенно гениальные творения К.Д. Ушинского, свиде­тельствуют о высочайшем, соответствующем самым лучшим мировым достижениям, уровне развития нашей психолого-педагогической науки. И фактически уже общечеловеческим до­стоянием стали труды многих деятелей нашего образования и психолого-педагогической науки: Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского и др.

В развитии современного педагогического сознания на первое место надо поставить изучение его различных типов, освоение разных форм теоретического педагогического сознания, углубление и расширение теоретико-исторических исследований воспитания и педагогики.

Характеризуя взаимодействие и взаимоотношения россий­ской школы и педагогической науки с западноевропейским об­разованием, мы можем констатировать, что в XVIII — начале XIX вв. Россия была ученицей, хотя и самостоятельной, Запад­ной Европы, поскольку учась, осваивая новую культуру, Россия создавала параллельно свою собственную культуру, науку и об­разование. С середины XIX в. Россия в культурном отношении уже фактически предстает равной среди равных в семье евро­пейских государств. А в XX в. не только Россия учится у дру­гих государств, но и многие страны учились у России организа­ции образования, осваивали ее психолого-педагогическую науку.

Развитие современной российской школы принципиально невозможно без взаимодействия с западноевропейским образованием.

Перейти на страницу: 1 2