Христорождественский собор
Повесть «Хождение Пименова в Царьград», помещенная в летописи под 1389 г., вносит много нового в наши представления о Переславле Рязанском. Митрополит Пимен прибыл в Переславль водным путем, то есть по Оке. Он был встречен у города «Сынове великого князя Олега Ивановича Рязанского»: затем тут же: «мало от своего места пришедшим,- повествует рассказчик, - и срете нас с великою любовию сам князь велики Олег Иванович, и з детми своими, и з бояры» .»Еремей епископ Рязанский Гречин «встретил митрополита еще до Переславля на границе рязанского княжества у города Перевитска «и пришедшим нам ко граду Переславлю, и сретоша нас со кресты, пришед же митрополиту в соборную церковь и молебна совершив, и пирова у великого князя».
В приведенном выше отрывке из «Хождения Пименова в Царьград» имеются сведения о древнейшем памятнике Переславля Рязанского- Успенском соборе.(переименован в Христорождественский)
Хорошо известно, что ныне существующий Успенский собор был построен в конце ХVII в. группой мастеров, возглавлявшейся талантливейшим зодчим того времени Я.Г. Бухвостовым. Все авторы, писавшие об архитектурных памятниках современной Рязани, говорят, что в связи с постройкой этого собора, ранее существовавший каменный Успенский собор был переименован в Христорождественский. Последний неоднократно перестраивался и потому дошел до нас, имея внешнее обличие здания начала ХIХ в. (1826 г.)
В литературе высказано весьма правдоподобное предложение, что первый Успенский собор в Переяславле был выстроен великим князем Олегом (следовательно, до 1389 г., когда произошла торжественная встреча митрополита Пимена) в связи с переносом столицы княжества в этот город. Как известно, сам князь Олег с женой были похоронены в Солотчинском монастыре, что отмечено даже московским летописным сводом конца ХV в. Его сын Федор Ольгович, скончавшиуся в 1427 году, был первым среди других членов княжеской семьи похоронен в Переяславском Успенском соборе; каменные гробницы рязанских князей и княгинь ХV- ХVI вв. Существовали в Успенском (ныне Христорождественском ) соборе вплоть до ХVIII в.
О наличии в конце ХV в. в Переяславле соборной церкви во имя Успения мы имеем прямое свидетельство в виде надписи на покрывале (’’ воздухе ’’): « В лето 6993 (следовательно, 1485 год) индикта 3 сей воздух создан бысть в церковь Успения Святой Богородицы в граде Переяславле Рязанском .». Собор упоминается и в первой половине ХVI в., когда рязанский епископ Иона был переведен служить в Успенский собор.
При введении патриаршества на Руси рязанский епископ ( Митрофан ) получил в 1589 г. сан архиепископа. По- видимому, в сязи с этим он предпринял перестройку Успенского собора с целью придать ему большую торжественность и пышность. В записи, относящейся к 1598 г., можно прочитать следующее: « Да перед Архиепископли вороты церковь соборная во имя Успения Пресвятыя Богородицы каменна новая, сооружает ее Архиепископ Митрофан да в пределе Христова Мученика Федора Тирона». Придел Федора Тирона упоминается при соборе и раньше. Можно думать, что он был устроен еще князем Федором, сыном князя Олега, следовательно, между 1402 и 1427 гг.
Из документа, дотированного 1598 г., неясно, был ли храм построен вновь или он перестраивался. Думается, что имело место последнее, так как в той же записи упоминаются гробницы рязанских князей внутри строящегося здания. Если бы прежний собор был деревянным и заменился в 1598 году каменным, то и гробницы при рытье котлована для фундаментов собора пришлось бы изъять из храма (собор отличается сравнительно небольшим размером. Что обязывало копать сплошной котлован для фундамента). Наличие сплошного котлована привело бы к уничтожению всех имеющихся здесь захоронений.
Перестройка собора была закончена в начале ХVII в. В 1606 году царь Василий Шуйский прислал на стройку каменных дел подмастерья Сергея Абрамова и с ним 24 человека каменщиков с наказом завершить постройку собора в том же году. О внешнем облике этого храма дает представление опись 1638 года: « На площади подле архиерейского двора церковь Успения Пречистыя Богородицы каменная о пяти верхах, крыта немецким железом; кровля ветха, кресты обложены белым немецким железом; над дверьми в сводах образы спереди и с полудни и с севера писаны стенным письмом; над ними киоты крыты немецким белым железом. Перед троими дверми три рундука о пяти ступенях без папертей. Церковные трои двери железные. Придел Федора Тирона. У правого столпа место архиепископле каменное; за столпом пять гробниц каменных, почивают великие князи рязанские, а на них покровы бархатные ветхи .»