Христорождественский собор
« . На левом клиросе столп же каменный, да за столпом три гробницы великих княгинь, покровы на них бархатные ветхи гораздо.»
Это описание дает возможность выяснить облик храма, постройка или перестройка которого относится к концу ХVI- началу ХVII века. Собор был четырехстолпный, пятиглавый (что так соответствовало тогдашнему зодчеству Москвы); он был поставлен на цоколь. Об этом свидетельствует тот факт, что к его дверям « вели всходы о пяти ступенях», то есть уровень пола от уровня земли поднимался на высоту примерно до 1 м.
Упомянутый придел Федора Тирона мог помещаться в диаконнике, однако небольшие размеры собора заставляют предполагать, что придел представлял собой отдельную пристройку, подобную приделу Ирины в соборе Боровского Пафнутьева монастыря конца ХVI в. (1598 год) (Придел Федора Тирона относится к началу ХV в. и не мог быть создан в конце ХVI в., так как царь Федор Иванович имел своим патроном мученика Федора Стратилата).
Многие авторы, писавшие о древностях Переяславля Рязанского, отмечали значительную толщину стен Христорождественского- Успенского собора, достигавшую, по их словам, 2 м. Можно было предполагать, что в стенах существующего здания сохранились части древнего здания. Действительно, стены восточной части собора значительно толще западной. Особенно массивны стены апсиды, несмотря на то, что с внутренней стороны они значительно стесаны. Трехчастное построение апсиды неоспоримо свидетельствует о том, что эта часть здания менее других подверглась перестройке и сохранила. Следовательно, свою древнюю форму. Поэтому исследование собора было сосредоточено именно на этой части здания. Удаление штукатурки в левой части центральной апсиды у стыка со стеной дьяконника показало, что под нею находится белокаменная кладка.
Лишь в месте стыка стены дьяконника со стеной центральной апсиды была обнаружена кирпичная заделка, что легко объясняется позднейшими ремонтами собора. В этом месте должны были проходить водосточные трубы, неисправность которых приводила к разрушению каменной кладки. Последняя оказалась не столь совершенной, как в московских памятниках начала ХV в. Блоки камня имели неодинаковую длину и ширину (28*31- 33 см. ), значительное расхождение имели швы, которые то сужались, то расширялись. Этот характер кладки стены собора свидетельствует о продолжении рязанских строительных традиций, по- видимому, прочно державшихся среди местных зодчих.
Кладка апсид из белого камня в период широкого распространения большемерного кирпича (конец ХVI в. ) убеждает нас, что они являются частью древнейшего каменного собора. Запись, сделанная в 1598 году, явно указывала на наличие здесь какого-то древнего здания, построенного задолго до строительства, осуществленного в период деятельности архиепископа Митрофана: « Церковь соборная . каменна новая»; следовательно, до этого была старая. Сопоставление всех документальных данных об Успенском соборе позволяет утверждать, что первый успенский собор был каменным и построен не ранее 1382 года (то есть до разгрома Рязани Дмитрием Донским и не позже 1389 года ( то есть до приезда митрополита Пимена в Переяславль)). (Сомнительно, чтобы белокаменный собор мог быть построен в Переяславле раньше, то есть в начале ХIII в. (не ранее 1208 г. и не позже 1237 г.) Дальнейшие раскопки у стен существующего здания безусловно позволяет многое уточнить в архитектуре этого редкого для цетральных русских областей памятника каменного зодчества конца ХIV в.
Точный обмер апсид снаружи и внутри показал, что. По- видимому, в последнюю крупную перестройку, в 1826 г внутренние стены апсид были стесаны и своды обрушены с целью придать алтарю единый пространственный объем: произведена надстройка стен, вызванная тем, что вокруг собора образовался мощный слой. Новая архитектура фасадов собора с пилястрами коринфского ордера, а также расширение окон вызвали облицовку стен кирпичом. Замена пятиглавия широким световым барабаном. Перекрывающим пространство собора, предопределила уничтожение внутренних четырех столбов всех сводов.