Успенский собор
Новый Успенский собор, построенный в Переславле Рязанском, является не только крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и одним из замечательнейших памятников древне русского искусства.
Несмотря на опустошительные пожары начала и середины ХVII века, Переславль Рязанский к концу столетия был отстроен вновь. К концу ХVII века экономически окрепшая церковная, земельная и денежная аристократия развернула обширное каменное строительство.
В Переславле Рязанском в это время выделяли Рязанский Кремль среди разросшихся городских слобод и посадов. Старый собор ХIV века, перестроенный на рубеже ХVI-ХVII веков, имея небольшие размеры и устарелые формы, перестал удовлетворять практическим и эстетическим требованиям. Встал вопрос о постройке нового, соответствующего запросам времени, собора, большего, чем все остальные церкви города.
Постройка нового собора была решена еще в 1667 году почти в центре Рязанского Кремля, между старым собором и Богоявленским монастырем.
В 1679 году началась разборка «зеленой палаты» (порохового погреба), мешавшей новой постройке. Работы шли весьма медленно, так как у рязанского митрополита не хватало средств на постройку большого задуманного здания. Лишь в 1684 году закончилось накопление материалов, после чего каменных дел подмастерье из Ипатьевского Костромского монастыря Федор Яковлев Шаритин «с товарищами»- Емельяном Калининым и Григорием Артемьевым Суханиным- приступили к кладке здания.
Новый собор по договору должен был строиться по образцу собора московского Новоспасского монастыря, законченного постройкой патриархом Никоном в 50-х годах ХVII века. Документы сохранили сведения, что новый Рязанский собор должен был иметь ширину, длину и высоту в 12 саженей, то есть 24 м. С западной стороны под одну крышу с собором предполагался притвор шириной в 5 саженей (10 м.). Зодчие думали поставить собор с притвором на подклет. Помимо этого, они решили украсить собор изразцами и богатой белокаменной резьбой.
Постройка велась медленно, с перебоями. Разногласия между зодчими еще больше задерживали ход работы. Лишь только в 1691 году «церковный свод сделали, а на том своде начали строить шего осмериками ».
В начале 1692 года В Переславль прибыл из Москвы зодчий, каменных дел подмастерье О.М. Старцев, для осмотра медленно строившегося собора. Его приезд был вызван сомнением в прочности здания. По-видимому, уже в это время появились какие-то неотмеченные документами признаки, предвещавшие близкую катастрофу. Последняя и произошла 18 апреля того же года, когда недостроенный собор рухнул на южную сторону из-за плохой работы каменщиков.
В том же году весной, 22 мая, О. Старцев вновь приехал в Переславль для определения местоположения будущего нового собора, так как было решено отстроить его заново.
Местные власти склонялись к тому, чтобы поручить постройку нового собора тому же Шаритину с его помощниками, но произведенные розыски уехавших заблаговременно из Переславля неудачных строителей установили, что они умерли. В связи с этим 18 января 1693 года были назначены торги на подряд по постройке нового собора. Вместе с О.Старцевым и Григорием Мазухиным из Москвы прибыл и Я. Бухвостов.
За оставшиеся зимние и весенние месяцы они разобрали остатки рухнувшего собора и уже 18 мая 1693 года заложили новый. Постройка собора могла быть в основном с успехом закончена в 2-3 года, однако строительство затянулось ввиду отвлечения зодчего другими постройками.
Я. Бухвостов закончил в основном новый собор лишь к 1699 году, когда последний был покрыт тесом; отделка этого сооружения длилась еще три года. За это время в соборе был установлен огромный иконостас, выполненный мастером-резчиком С. Христофоровым также «с товарищами». С ним еще в 1689 году был заключен подряд на изготовление иконостаса для собора, строившегося Шаритиным. Наконец, 15 августа 1702 года новый рязанский митрополит Стефан Яворский, крупный петровского времени, освятил собор. Но еще в 1704-1706 году мастер-кузнец Стефан Малофеев выполнил кузнечные работы для боковых глав собора.