Успенский собор
Конструктивное решение верха нового Рязанского собора было неудачным: в течение всего последующего времени в архивных документах неоднократно встречаются известия о крупных ремонтах и мелких чинках в связи с конструктивными погрешностями в сводах. Исследовавший Рязанский собор (во время реставрационных работ 1952-1953 годов), архитектор П.А.Тельтевский считает, что в процессе его постройки произошло изменение первоначального творческого замысла, причины которого еще не совсем ясны. Не совсем удачно была построена также открытая паперть на подклете, которая уже в 1728 году обвалилась по периметру на протяжении 52 м.
Несмотря на это, новый собор в Переславле Рязанском явился не только крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и заслуженно занял одно из первых мест среди лучших архитектурных произведений конца ХVII века.
Уклон территории Рязанского Кремля к югу вызвал постановку собора на высоком подклете. Благодаря этому весь объем собора должен был царить над застройкой Кремля, а величественный силуэт собора очерчиваться еще резче. Подобный архитектурный прием был положен в основу еще мастерами первого, рухнувшего собора, а затем повторен Я. Бухвостовым.
О. Старцев признал, что место для собора выбрано правильно и потому менять его при новой постройке не следует. Действительно, местоположение собора являлось чрезвычайно удачным. Сюда сходились основные городские улицы, а также дороги из Москвы, Старой Рязани, Астрахани. Собор, согласно старой русской традиции, завершал «перспективы» главнейших городских улиц. Постройка в 1789-1790 годах перед запасным фасадом собора высокой колокольни со шпилем, еще больше усилила значение собора в городском ландшафте. Этому же способствовала ясная кубическая форма собора.
Создавая композицию объемов собора, Я. Бухвостов исходил из общепризнанного образца- столичного Успенского собора. Он сохранил основные черты этого здания, ставшими типическими, - трехчастие западного фасада, членение южной и северной стен на четыре деления, пятиглавие. Но несмотря на традиционную схему, автор осуществил ряд нововведений, значительно менявших архитектурный облик зданий.
В своем сооружении он существенно изменил принятую ранее схему, отказавшись от венчающих здание закомар-кокошников, заменив их красивым декоративным карнизом, выполненным из кирпича, в виде узорных кронштейнов, поддерживающих верхнюю белокаменную плиту. Благодаря такому приему была сильнее подчеркнута и получил полную законченность кубическая форма собора.
Применение подклета было новостью для такого большого сооружения, каким является собор. Благодаря подклету, здание не только поднялось над городом, но еще резче обрисовался кубический силуэт собора. Трехчастные апсиды, опоясанные галереей, достигли лишь половины высоты собора, что соответствовало обычным для ХVII века архитектурным сооружениям частей храма. Благодаря своей сравнительно незначительной высоте, апсиды не нарушали общего силуэта здания, его четкой и ясной формы.
Возводя эту огромную постройку, Я. Бухвостов придал порталам, наличникам окон и другим деталям крупные размеры; при близкой точке зрения они кажутся чрезмерно большими, однако зодчий преодолел это впечатление посредством архитектурных приемов.
Как бы велики ни были древнерусские соборы и сколько рядов окон они не имели, они всегда производят впечатление зданий с единым внутренним пространством. Это достигается тем, что окна подобных зданий всегда носят второстепенный и подчиненный характер, а их обрамление не имеет самостоятельного значения. Я. Бухвостов расположил огромные окна друг над другом в три яруса. Благодаря отступу, образованному утонением стены под верхним рядом окон и перехватам на колонках как вверху, так и между окнами первого и второго ярусов, здание выглядит трехэтажным. Но эта этажность не нарушает общего архитектурного единства здания, так как наугольные колонки связывают все ярусы в одно целое.