Семейная педагогика: философия семейного воспитания
Семейная педагогика: философия семейного воспитания
• Понятие семенного воспитания
• Функции семейного воспитания
• Типы современной семьи
• Споры о семейном воспитании
• Проблемы современной семьи
• Принципы и методы семейного воспитания
ü Проявление специфики семьи как воспитательного коллектива и педагогической системы?
ü Основные функции семьи по отношению к обществу и по отношению к конкретному человеку.
ü Особенности развития современной семьи.
ü Наиболее важные составные компоненты содержания семейного воспитания.
ü Характеристика методов семейного воспитания.
Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2—6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям — бабушек и дедушек.
Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий».
В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?
Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.
Среди причин возникновения такой ситуации демографы называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране восемь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских семей ведут городской образ жизни. Производственная занятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребностей — это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требовательность друг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими психологически, в их основе на первом месте — нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняется и отношение к детям. Имея весьма скромный прожиточный минимум и более чем скромные жилищные условия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне редко. Но зато своего единственного ребенка стараются хорошо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование.
Однако часть социологов и демографов главную причину падения рождаемости видят в другом. Раньше наблюдалась высокая детская смертность. Она компенсировалась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал — бог взял. Бог еще даст .» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5—7 детей, а теперь достаточно 2—3. Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее планировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ребенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование многие родители фактически уже осуществляют. Нетрудно заметить, что все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в единый комплекс, который и привел к снижению рождаемости.