Семейная педагогика: философия семейного воспитания
Педагогические задачи
Саша плохо учился в школе, слыл нарушителем дисциплины, находился под влиянием «дурной компании». Учителя, озабоченные поведением мальчика, неоднократно вызывали в школу родителей. Родители считали, что их мальчик — обыкновенный ребенок и учителя к нему просто придираются. Что касается его поведения в школе, так они тут ни при чем: «Пусть там за ним следят педагоги». И вот Саша на скамье подсудимых. Родители обвиняют школу в том, что она упустила мальчика, недосмотрела.
1. Согласны ли вы с позицией родителей Саши?
2. Какова роль семьи в нравственном воспитании ребенка?
3. Какова роль школы в воспитании ребенка?
4. От чего зависит успех в воспитании?
Нельзя согласиться с мнением родителей Саши. Крайне редко дети следуют примеру педагогов, чаще это пример близких, семьи. Поэтому основы нравственного воспитания закладываются только в семье. Школа может только помочь ребёнку научится ориентироваться в этом мире, дать ему необходимый набор знаний и навыков, помочь сформироваться как личности. Но основы нравственных и моральных устоев закладываются в семье, ещё совсем в юном возрасте. С самыми первыми яркими впечатлениями ребёнок получает представления о «правилах жизни». И во многом именно от родителей зависит, какие правила он примет для себя. Педагоги же, являясь в первую очередь профессионалами и считая одним из главных своих принципов не навредить ребёнку, всегда следят за своими действиями, поэтому их поведение и поступки очень часто оказываются похожими, «шаблонно правильными». И ребёнок не всегда обращает на это внимание — учитель так поступает, потому как он обязан
так поступать. А родители делают так или иначе, потому что так нужно
делать, и это есть единственно правильный способ действия, который ребёнок и усваивает на всё жизнь. Таким образом, в данной ситуации нельзя считать школу виновной во всех грехах. Родителям необходимо понимать, что это их ребёнок, и только они ответственны за то, каким человеком он станет.
Родители Олега очень обеспеченные люди, но в семье разлад. Отец и мать мальчика даже не общаются друг с другом и целиком заняты своими проблемами.
Олег учится в седьмом классе, пользуется авторитетом у своих одноклассников и считается «крутым». Воспитание родителями сына ограничивается денежными подарками то со стороны отца, то со стороны матери. Родители уверены, что этого вполне достаточно для того, чтобы их ребенок вырос нормальным человеком.
1. Согласны ли вы с позицией родителей Олега?
2. Возможно ли, ограничиваясь лишь материальным обеспечением, воспитать полноценного во всех отношениях человека?
3. Как вы думаете, к чему может привести подобное воспитание ребенка?
Этого ребёнка можно только пожалеть. Потом в жизни ему будет очень трудно, без нормальных человеческих отношений. У него в будущем могут быть «все блага цивилизации», но «некому будет воды подать». Так же жалко тех людей, которые окажутся рядом с ним. Им так же будет трудно рассчитывать на нормальную ответную реакцию со стороны этого человека: в материальном мире нет места таким понятиям, как любовь к ближнему, сострадание, да и просто банальному уважению.
Вспомните, как И.А. Гончаров в романе «Обломов» описывает детство И.Обломова и Штольца (Гончаров И.А. Обломов. М.,1980. Гл. «Сон Обломова»).
Обломовка была «золотой порой» для И. Обломова, не только потому, что это был мир детства и покоя, где он был хоть и под надзором, но всё же относительно свободен. Мир, где он мог мечтать и ничего не делать. Не смотря на то, что мир этой деревни «болотный», но «болото» это доброе, определившее характер Обломова. Обломов личность не деятельная, но он абсолютно лишён алчности и зла. Поэтому Обломовка, появляющаяся в «Сне Обломова» — это его мечта, которая не может быть наяву. Хотя Штольц — выходец из этого же мира, из соседней деревни, но его мир — сухой, деятельный, строго определённый. Мир, где преодолеваются трудности, ставятся задачи: на день, год, десять лет вперёд. Но в этом мире скрыты чувства. Это и определяет духовный мир Штольца и Ольги, где всё достигнуто, но нет любви, которая утонула в стремлении к достижению результатов.
« .Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева . Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал . Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров».
Традиции семейных чтений во времена А.Н. Толстого — это те традиции, которые в наше время были подменены газетами, радио и телевидением. Когда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию, чувственные переживания. Этот мир был живым, дышащим миром, где шло рождение образов, где начиналось творчество. Имение слушать — огромный труд, послуживший толчком к творчеству. Мир, порождённый литературными образами — фантастический, отсюда сравнение — олицетворение ветра с песней: «…когда ветер заводил песни в печных трубах…». В этом живом мире постоянно рождаются живые образы. Подчёркнутые, чётко прорисованные детали реального мира (отчим, мать) описаны без эпитетов, потому что эпитеты оставлены миру литературной фантазии, от которого ничто не могло отвлечь.