Семья – главный социальный институт
2) Хозяйственная функция – обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупку продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи, уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими как арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность. Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Именно в повседневной жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формируются черты характера.
Руководство семьей проявляется в разных формах: авторитарной, демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга.
3) Функция организации досуга – имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня «Социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие перспектив. Особая роль восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло оно от глагола «досегать», буквально означало – время, когда можно что-то достичь. Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Важно, чтобы досуг был коллективным, тогда ему с радостью предаются все члены семьи.
Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех членов семьи: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий радость всей семье, препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое привыкание и отчуждение.
4) Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению философа Н. Я. Соловьева, «семья – воспитательная колыбель человека».
Воспитательная работа – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:
а) воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передачей ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности;