Семья – главный социальный институт
б) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания;
в) постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые нуждаются в опеке, учении. Ребенок в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это прежде всего самовоспитание родителей. Очень важно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.
А. Г. Харчев, помимо вышеперечисленных, выделяет следующие функции:
1) Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшим поколением и младшим;
2) духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе.
Сорокин дополняет вышеперечисленные функции такими, как социально-физиологическая и экономическая. Но в настоящее время, по мнению социологов, психологов и других специалистов, эти функции разрушаются. Во-первых, дети раньше уходят из семьи: в ясли, сад, школу. Во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости. И, в-третьих, эмансипация женщины и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права человека, выводит из семейного эгоизма [… ].
Семья, согласно концепции С. Роудз, проходит семь стадий развития – от стадий формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной поддержки между поколениями [… ].
Процессы социализации в семью включены в обыденную жизнь семьи, в распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе и детей, в определение расширенного и не разрешенного, в ценностные ориентации взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены и ритуалы зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в системе брака, формализированных различным образом личностными особенностями родителей; в соответствии с ними подростку предоставляются различные степени свободы, самоопределения, самопредставления и развития. Охватить все стороны процесса социализации в семье чрезвычайно трудно, поскольку они не подчиняются четким и устойчивым правилам, находясь, однако, под многообразным воздействием общественной среды и личного жизненного опыта; каждая семьи развивает собственную динамику внутрисемейных отношений [… ].
Таким образом, семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.