Система образования США.
Студенты выполняют письменные задания и, как правило, сдают экзамены - иногда несколько раз - для получения окончательной оценки по курсу. Степени присваиваются при получении курсовых зачетов, причем предусматривается, что одни должны быть сданы по основным дисциплинам, т. е. по специальности, другие - по ряду курсов, которые зачастую содержат вводный теоретический или иллюстративный материал по основным принципам или теоретическим системам в широких областях знаний, например в литературе и искусстве, математике и естественных или общественных науках.
Американские студенты обычно не подвергаются всесторонним экзаменам и никаким иным образом не «отчитываются» за знания, которые уже удостоверены как «усвоенные», исходя из удовлетворительной оценки по конкретному курсу. Даже на второй ступени, где всеобъемлющие экзамены и диссертации нередко являются ключевыми факторами обучения, предварительно требуется пройти определенное число курсов и набрать в совокупности необходимое количество «зачетных единиц» (типичный курс оценивается в 3-4 единицы на основании количества часов формального обучения в неделю).
Важной характеристикой метода накопления курсовых зачетов, подтверждающих усвоение определенного объема знаний, является допустимость временного прекращения учебы студента и возобновления ее на более позднем этапе или перевода студента из одного учебного заведения в другое при условии, конечно, что накопленные им в прошлом зачеты действительны при поступлении в это учебное заведение или при возобновлении учебы.
Обучение в исследовательской школе, вершина которого - степень доктора философии (PhD), осуществляется в основном приблизительно в 200 ведущих университетах; почти все из них имеют также обширные программы подготовки бакалавров. Обычно на одни и те же отделения и факультеты возложена ответственность, как за преддипломное, так и последипломное (т. е. второй ступени) образование, и профессора, получающие вознаграждение, главным образом, за научную работу и обучение студентов в исследовательской школе, могут одновременно преподавать на одном-двух курсах колледжа; но, разумеется, их внимание сосредоточено, прежде всего, на курсах последипломного образования, работе с диссертантами и (особенно в области естественных наук) на руководстве аспирантами с докторской степенью. Даже многие из тех американских университетов, которые не придерживаются строго селективного подхода при наборе студентов и располагают значительными финансовыми ресурсами и политическим влиянием, оставаясь доступными и не элитарными на первой ступени, тем не менее создали на базе тех же самых профессорско-преподавательских и административных структур ряд наиболее известных в мире селективных и явно элитарных программ на уровне второй ступени и исследовательских институтов.
Научные исследования - специальная сфера деятельности скорее университетов, чем колледжей, особенно когда речь идет о дорогостоящих исследованиях (в частности, в области физических и биомедицинских наук), требующих солидной материально-технической базы, участия студентов, как минимум, со степенью бакалавра и наличия критической массы более или менее одинаково подготовленных ученых. Как правило, они финансируются частично за счет субсидий различных фондов или правительственных учреждений.
Исследования могут поглощать часть или все время ученого-преподавателя (в последнем случае он освобождается от ведения курса), хотя профессор обычно продолжает заниматься с аспирантами и работающими над диссертационными изысканиями, а также руководит работой молодых ученых с докторской степенью. Американские университеты выпускают в год сейчас приблизительно 38 тысяч специалистов со степенью доктора философии.