Постановка и конкретизация целей обучения.
1. характеристика внешних условий;
2. ожидаемые учебные результаты;
3. их эталонные признаки (критерии);
4. метод оценки (измерения).
Пример описания цели – эталона из области математики. Одна из общих учебных целей в курсе математики – уметь сочетать творческий и систематический подход к решению геометрических задач.
Цель эталон.
Условия:
1. Хорошо сформулированная геометрическая задача нового для ученика типа;
2. Предварительное усвоение необходимых для решения аксиом и теорем.
Ожидаемый результат:
1. Выдвинуть несколько альтернативных способов решения задачи;
2. Отобрать самый «красивый» способ, применяя подходящие теоремы.
Критерии и способ оценки:
1. Количественный – например, как минимум два возможных способа решения в течение часа;
2. Качественный – например, 80% - правильных решений, 60% решений задач – выше среднего уровня изящества (на основе экспертного суждения квалифицированного преподавателя).
Системное дидактическое проектирование (СДП).
СДП охватывает все построение учебного процесса, включая следующие вопросы:
· анализ того, чему обучают/учатся;
· определение того, как должно строиться преподавание, обучение;
· проверки и пересмотр намеченных способов обучения;
· оценка того, произошло ли запланированное обучение.
Схематически структура СДП представлена на рисунке 3.
Такая структура получила название «Модель института планирования обучения» (Instructional Development Institute Model); в современной международной практике дидактического проектирования она выступает как рекомендуемый образец.
Типичными целевыми ориентациями системного дидактического проектирования являются:
- ориентация на учебный процесс: результат СДП – проект обучения в рамках конкретного курса, поурочный план;
- ориентация на продукт: результат СДП – комплект учебных материалов («учебный пакет»);
- ориентация на систему: результат СДП – учебный курс (обычно – в высшем учебном заведении).
Рассмотрим возможности СПД в случае ориентации на учебный процесс. Остановимся здесь на двух основных моментах: практичность СПД и его принципиальные возможности.
Практичность: подготовка учебного процесса.
Соотношение времени разработки и времени обучения 500:1, т.е. на каждый час приходится около 500 часов проектирования (более двух месяцев подготовки, чтобы провести одно только первое занятие в сентябре!). Возникают сомнения в применимости СДП в повседневной практике обучения, если только оно не является массовым.
Практичность: подготовка учебных материалов.
Соотношение времени разработки и времени обучения – от 40:1 до 60:1 (при первичной разработке без последующей стадии оценки и корректировки курса).
Таким образом, реально преподаватели могут использовать упрощенную модель СДП, действуя по которой они уделяют основное внимание отбору материалов, сводят к минимуму предварительный анализ, проверку и пересмотр. Данная модель не предполагает участия группы экспертов для реализации.
Принципиальные возможности.
Здесь нужно заметить, что содержание основных звеньев цикла СДП представлено на схеме лишь в назывном порядке. Альтернативой приведенной структуры СДП можно считать более содержательно представленный подход к СДП, предложенный, например, В.П. Беспалько. Здесь диагностичная постановка целей проводится на основе их более широкого психолого-дидактического анализа (выделение ориентировочной основы действий), после чего осуществляется выбор из классификации дидактических систем, а затем – оценка и коррекция хода и результатов обучения. В обоих случаях СДП осуществляется как набор управленческих шагов, в которых содержательная сущность и основа решений определяются четкой целевой направленностью.