Анатомо-физиологические особенности детей шестого года жизни
Возрастной период от 5-7 лет называют периодом "первого вытяжения", когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела 17-18 кг. на протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц –200,0 гр., а роста 0,5 см.
Развитие опорно-двигательной системы.
(скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура)
Эта система к пяти-шести годам еще не завершена. Каждая и 206 костей продолжает изменяться по размеру, форме, строению причем у разных костей фазы развития неодинаковы.
Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода заканчиваются к шести годам. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половины лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга продолжается (окружность головы к 6 годам равно 50 см). Эти размеры необходимо учитывать при изготовлении атрибутов для праздничных утренников и подвижных игр.
Небольшая вероятность травм возникает при выполнении упражнений, связанных с уменьшением площади опоры - ходьбы по скамейке, рейке, при спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие, в упражнениях с мячом – у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и мяч попадает не в руки, а в лицо, Поэтому детям необходимо давать точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру.
С этой целью на прогулке следует систематически проводить разнообразные варианты игровых упражнений с мячом: "Попади в обруч", "Добрось до флажка", "Сбей кеглю".
Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, мышц, связок. При излишней массе тела, а также при не благоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопия, у мальчиков образовывается грыжа. Поэтому во время выполнения детьми трудовых поручений воспитатель должен следить за посильностью физических нагрузок. Например, чтобы вынести пособие и мелкий инвентарь на участок, или перенести пособие в зал, необходимо привлечь одновременно несколько детей.
Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника. Следует также учитывать, что при падении ребенка с горки, ударах лыжами легко могут возникать повреждения брюшной полости.
У детей шестого года жизни наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать обувь большого размера, чем нужного размера, излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Воспитателю следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и когда они стоят.
В развитии мышц выделяют несколько этапов. Один из них это возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.
Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени воздействия вестибулярных и других рефлексов, а так же от массы тела и площади опоры. С возрастом показатели сокращения устойчивого равновесия у ребенка улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшей группе детям по-прежнему легче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну ногу, например в подвижных играх: "Сделай фигуру", "Не оставайся на полу", "Совушка" и др.