Анатомо-физиологические особенности детей шестого года жизни
Развитие центральной нервной системы.
Она характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения.
В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение и особенно торможение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.
У детей 5-6 лет динамические стереотипы составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Например, ребенок отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр и т.д.
Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Интенсивно формируется у шестилетних детей сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста. В первые годы жизни пульс ребенка неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя его частота к шести годам составляет 92-95 ударов в минуту.
Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличаются от таковых у взрослого. Они значительно хуже, поэтому нарушение температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания.
Важна и правильная организация двигательной активности дошкольников. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания увеличивается примерно на 20%.
Жизненная емкость легких у пяти-шестилетних детей в среднем равно 1100-1200 см3, но она зависит и от многих факторов: длины тела, типа дыхания и др. Число дыхания в минуту в среднем – 25. Максимальная вентиляция легких к 6 годам составляет примерно 42 ду3 воздуха в минуту. При выполнении гимнастических упражнений она увеличивается в 2-7 раз, а при беге – еще больше.
Исследования по определению общей выносливости у дошкольников ( на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6-0,8 км до 1,2-1,6 км.
Прыжки через короткую скакалку ребята могут выполнять в течение длительного времени (13-15 мин.).
Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют "возрастом двигательной расточительности". Задачи педагога заключаются в контроле за двигательной деятельностью своих детей с учетом проявленной ими индивидуальности, предупреждения случаев активизации тех, кто предполагает "сидячие игры".