Содержание и организация опытной работы
Знакомство с буквенными орфограммами.
Знакомство с признаками орфограмм для гласных имело следующий вид.
В начале с детьми производится звуковой анализ слов сосна и насос; затем проводится наблюдение, какими буквами обозначен безударный и гласный звук [а].
Например:
Какой безударный гласный в слове сосна? [а]. А в слове насос? [а]
Что вы можете сказать об этом звуке? (Гласный, безударный, есть и в первом и во втором слове).
А какой буквой обозначен звук [а] в слове насос? Откройте «Азбуку» на стр. 48 и посмотрите. А в слове сосна?
Что вы можете сказать о звуке [а] в этих словах? (Обозначается разными буквами).
Какой вывод мы с вами можем сделать? (Безударному гласному звуку доверять нельзя!).
Звук один, а на письменную работу за себя посылает две буквы: то А, то О, а .значит, доверять такому звуку нельзя. Если слышишь безударный звук [а], то нельзя сразу писать букву, т.к. есть выбор букв. И в данном случае звук [а] – это «опасное место»…
Знакомство с признаком орфограмм для парных по глухости-звонкости согласных велось по той же схеме. Что касается случая о правописании сочетаний ЖИ-ШИ, то он рассматривался отдельно («Азбука», стр. 112-113).
Например:
Ребята, я кидаю вам слово «машина». Сколько звуков в этом слове? (шесть).
Давайте поселим эти звуки в домик.
Какой четвертый звук в этом слове? (Звук [ы] – гласный ударный, а значит ему можно доверять и сразу обозначить буквой).
А какой же буквой мы обозначим с вами звук [ы]? (Одни дети считают, что буквой Ы, а другие (читающие) буквой И).
Кто же прав? Давайте откроем «Азбуку» и проверим.
Какой же вывод мы с вами можем сделать? (Ударному гласному не всегда можно доверять).
А как вы думаете, в каких случаях доверять гласному звуку нельзя?
Какой звук стоит перед звуком [ы] в этом слове? Значит словосочетанию ШИ доверять нельзя. Отметим это опасное место в нашей таблице «Внимание! Опасность!» и запомним, что ШИ всегда пишется с буквой И:
Аналогично проводится работа по знакомству с сочетанием ЖИ, вывод также фиксируется в таблице.
Таким образом, все, полученные совместно с учащимися выводы, фиксировались в таблице «Внимание! Опасность!» (см. Приложение ).
2 этап. Организация обучения списыванию.
Данный этап состоял из двух частей: знакомство с памяткой и тренировка в ее использовании.
Знакомство с памяткой начиналось с беседы:
… Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите на ней?
В лесу высокие сосны и ели. Они росли сто лет.
Вы хотите быть грамотными, образованными людьми? (Да).
Чтобы научиться писать без ошибок, надо научиться многому, и прежде всего списывать. Незнайка говорит, что это делать легко, и вот как он списывал эти предложения:
Влесувысокиесосныиели. Онирослистолет.
О каких опасных местах он не вспомнил?
Так как же надо действовать, чтобы списать без ошибок?
Что нужно сделать сначала? (Прочитать и понять о чем идет речь).
А запомнить надо? (Да).
Значит каким будет первое действие при списывании? (Прочитать и повторить).
А зачем нужно прочитывать? (Чтобы понять).
А повторять? (Чтобы запомнить).
Хорошо. Как нам изобразить первое действие, которое нужно выполнять, списывая предложение? (Дети высказывают разное мнение, среди них высказывается и мнение учителя и действие фиксируется в виде схемы, обозначающей его):
Теперь попробуем выполнить это действие. Прочитайте запись на доске. Как будем списывать, сразу два предложения? (Нет, надо по одному предложению списывать).
Прочтите первое предложение. О чем в нем говорится? Кто-нибудь сумел запомнить предложение целиком? … повтори его, не глядя на доску.
Что нужно сделать дальше? О чем забыл Незнайка? (Об опасных местах, подстерегающих нас).
Так давайте отметим опасные места, чтобы не забыть о них и не допустить ошибок. (Так вводится второе действие, которое обозначается в виде открытой ученической тетради, в которой видны обозначения орфограмм (точки и подчеркивания).
Работа проводится коллективно:
В лесу высокие сосны и ели.