Содержание и организация опытной работы

Знакомство с буквенными орфограммами.

Знакомство с признаками орфограмм для гласных имело следующий вид.

В начале с детьми производится звуковой анализ слов сосна и насос; затем проводится наблюдение, какими буквами обозначен безударный и гласный звук [а].

Например:

Какой безударный гласный в слове сосна? [а]. А в слове насос? [а]

Что вы можете сказать об этом звуке? (Гласный, безударный, есть и в первом и во втором слове).

А какой буквой обозначен звук [а] в слове насос? Откройте «Азбуку» на стр. 48 и посмотрите. А в слове сосна?

Что вы можете сказать о звуке [а] в этих словах? (Обозначается разными буквами).

Какой вывод мы с вами можем сделать? (Безударному гласному звуку доверять нельзя!).

Звук один, а на письменную работу за себя посылает две буквы: то А, то О, а .значит, доверять такому звуку нельзя. Если слышишь безударный звук [а], то нельзя сразу писать букву, т.к. есть выбор букв. И в данном случае звук [а] – это «опасное место»…

Знакомство с признаком орфограмм для парных по глухости-звонкости согласных велось по той же схеме. Что касается случая о правописании сочетаний ЖИ-ШИ, то он рассматривался отдельно («Азбука», стр. 112-113).

Например:

Ребята, я кидаю вам слово «машина». Сколько звуков в этом слове? (шесть).

Давайте поселим эти звуки в домик.

Какой четвертый звук в этом слове? (Звук [ы] – гласный ударный, а значит ему можно доверять и сразу обозначить буквой).

А какой же буквой мы обозначим с вами звук [ы]? (Одни дети считают, что буквой Ы, а другие (читающие) буквой И).

Кто же прав? Давайте откроем «Азбуку» и проверим.

Какой же вывод мы с вами можем сделать? (Ударному гласному не всегда можно доверять).

А как вы думаете, в каких случаях доверять гласному звуку нельзя?

Какой звук стоит перед звуком [ы] в этом слове? Значит словосочетанию ШИ доверять нельзя. Отметим это опасное место в нашей таблице «Внимание! Опасность!» и запомним, что ШИ всегда пишется с буквой И:

Аналогично проводится работа по знакомству с сочетанием ЖИ, вывод также фиксируется в таблице.

Таким образом, все, полученные совместно с учащимися выводы, фиксировались в таблице «Внимание! Опасность!» (см. Приложение ).

2 этап. Организация обучения списыванию.

Данный этап состоял из двух частей: знакомство с памяткой и тренировка в ее использовании.

Знакомство с памяткой начиналось с беседы:

… Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите на ней?

В лесу высокие сосны и ели. Они росли сто лет.

Вы хотите быть грамотными, образованными людьми? (Да).

Чтобы научиться писать без ошибок, надо научиться многому, и прежде всего списывать. Незнайка говорит, что это делать легко, и вот как он списывал эти предложения:

Влесувысокиесосныиели. Онирослистолет.

О каких опасных местах он не вспомнил?

Так как же надо действовать, чтобы списать без ошибок?

Что нужно сделать сначала? (Прочитать и понять о чем идет речь).

А запомнить надо? (Да).

Значит каким будет первое действие при списывании? (Прочитать и повторить).

А зачем нужно прочитывать? (Чтобы понять).

А повторять? (Чтобы запомнить).

Хорошо. Как нам изобразить первое действие, которое нужно выполнять, списывая предложение? (Дети высказывают разное мнение, среди них высказывается и мнение учителя и действие фиксируется в виде схемы, обозначающей его):

Теперь попробуем выполнить это действие. Прочитайте запись на доске. Как будем списывать, сразу два предложения? (Нет, надо по одному предложению списывать).

Прочтите первое предложение. О чем в нем говорится? Кто-нибудь сумел запомнить предложение целиком? … повтори его, не глядя на доску.

Что нужно сделать дальше? О чем забыл Незнайка? (Об опасных местах, подстерегающих нас).

Так давайте отметим опасные места, чтобы не забыть о них и не допустить ошибок. (Так вводится второе действие, которое обозначается в виде открытой ученической тетради, в которой видны обозначения орфограмм (точки и подчеркивания).

Работа проводится коллективно:

В лесу высокие сосны и ели.

Перейти на страницу: 1 2 3 4