Содержание и организация опытной работы

Третье действие предлагается учителем:

Ребята, прочтите предложение так, как написано. (Заметим, что к этому моменту уже умеют читать, как написано и как говорим).

А зачем мы это делаем? (Чтобы не допустить ошибок).

Данное действие вместе с детьми фиксируется в таблице. Схематическое изображение ребенка в профиль показывает, что он произносит слова орфографически (как написано). Это видно по губам, нарисованным несколько выдвинутыми вперед.

А кто теперь, не глядя на запись, может также повторить все предложение?

Как можно изобразить четвертое действие, которое мы должны выполнить, списывая предложение? (После обсуждения решено было зафиксировать его в виде мордочки с руками, закрывающими глаза):

Теперь мы уже можем приступить к списыванию? (Да).

Хорошо. Откройте тетрадки и запишите это предложение, диктуя себе так, как написано, и выделите в нем опасные места. (Так вводится пятое действие, которое обозначается в виде схемы: ребенок, проговаривая (рот открыт) пишет, отмечая опасные места, в тетради).

Написали? А что мы теперь должны сделать, чтобы убедиться, что списали правильно, без ошибок? (Проверить).

Молодцы! Прочтите каждый по слогам свое предложение и проверьте:

все ли звуки обозначены? (Данное действие (шестое) предлагается самим учителем зафиксировать следующим образом):

Все ли опасные места отмечены, правильные ли буквы написаны?

Второе предложение на этом уроке не списывалось, т.к. работа над первым предложением заняла много времени, дети устали, и это могло вызвать отрицательное отношение к выполнению каждого из действий при списывании.

В ходе работы над первым предложением получилась памятка: «Как списывать?» в виде схемы, т.к. дети пришли в школу не умеющими читать. Для тех детей, которые умели читать, рядом со схематическим изображением каждого пункта памятки давалась его словесная формулировка.

Заметим, что при выделении пунктов памятки дети сразу пытались попробовать выполнить задание и сталкивались с трудностями, на что учитель обращал внимание, говоря, что бывает трудно сначала, а потом, научившись, будем писать без ошибок.

Когда дети были ознакомлены с орфограммами для гласных и согласных, парных по глухости-звонкости, действие, связанное с нахождением орфограмм, занимало несколько больше времени, но дети с удовольствием искали «опасные места», разделяя их на известные (изученные) правила (они их подчеркивали) и на неизученные (их отмечали точками).

Отметим фрагмент урока, на котором списывалось предложение, находящееся в прописях (с. 10):

Ребята, чему мы научились с вами на прошлом уроке? (Списывать).

А вы уже умеете списывать? (Да).

Молодцы! Сейчас проверим. Но сегодня мы будем списывать не с доски, а с прописей. Откройте «Пропись» на стр.10.

Прочтите предложение, которое мы с вами будем списывать:

У Нины ноты.

Посмотрите, кто не помнит, на нашу памятку и скажите какое действие мы должны сделать первым, прежде чем начнем списывать. (Прочитать и повторить, чтобы понять и запомнить).

Хорошо. Прочитайте предложение еще раз и повторите, чтобы понять и запомнить его.

Следующее действие каким будет? (Отметь опасные места).

Возьмите зеленые карандаши и прямо в прописях отметьте все опасные места:

У Нины ноты.

Что мы теперь должны сделать? (Прочитать как написано).

Прочитайте.

Кто, не глядя на запись, может также повторить наше предложение?

Какое действие будет следующим? (Написать, диктуя себе, как было написано).

Прежде чем вы научитесь писать, давайте закроем предложение листом бумаги. Как вы думаете, зачем мы это сделали? (Чтобы не подсматривать).

А теперь, что мы должны сделать? (Проверить, все ли правильно написали).

Что для этого нужно сделать? (Прочитать по слогам и проверить все ли звуки обозначены, сверить опасные места: все ли отмечены)…

Перейти на страницу: 1 2 3 4