Проблемно-развивающее обучение как фактор развития мыслительной деятельности учащихся.
Педагогический процесс направлен на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, а также на их умственное развитие и нравственное воспитание.
В истории развития образования известны разные модели учебного процесса, которые отличаются друг от друга по характеру активности учащихся:
- Средневековая догматическая модель.
Была самой ранней.
Суть ее состоит в том, что педагог предлагает ученику знания, а он должен воспроизводить их дословно.
- Традиционная модель,
при ней педагог не только предлагает знания, но и аргументирует их: эмоционально, иллюстративно, а учащийся должен запоминать и сам высказывать свое отношение к изучаемому.
- Проблемно-развивающая модель обучения.
Сегодня особо интенсивно изучаются и практикуются, на ней остановимся подробнее.
Суть проблемно-развивающего обучения
состоит в перенесении активности с педагога на учащегося. Опора делается на творческие и умственные способности последнего.
Процесс организации проблемного обучения не прост, т.к. он сам по себе не экономичен во времени, требует множества источников литературы. Такое обучение нередко оборачивается эмоционально травмирующей ситуацией для части учащихся, не способных быстро реагировать и включаться в работу.
Проблемно-развивающее обучение реализуется в несколько уровней:
- Проблемное изложение знания.
На этом уровне педагог осуществляет передачу знания по сходному методу, взятому из традиционной модели. Однако знание структурируется таким образом, что мысли учащихся проводятся по сложным его путям и приходят к проблемным выводам, требующим разрешения.
- Уровень эвристической беседы.
На этом уровне специальными уточняющими и наводящими вопросами активизируется мысль учащихся.
- Исследовательский уровень.
Он подразумевает активную форму деятельности самих учащихся.
Проблемно-развивающееся обучение наглядно иллюстрирует движение информации и предполагает наличие обратной связи, которая представлена в следующей схеме:
Особенностью этого типа обучения является ориентация на учащегося как на целостную личность. Это предполагает уважительное отношение к нему, признание его самоценности, внутреннего мира и т.п.
В связи с этим проблемно-развивающееся обучение предполагает диалог между педагогом и учащимся в форме не просто вопросно-ответной беседы, а в форме беседы разнообразных позиций, мнений, суждений в результате которой поставленная проблема предстает не как однозначная истина.
В этом и состоит проблемность данного типа обучения.