Дифференциация в образовании как средство индивидуальных особенностей в изучении.
В 20 годы XX века возникла проблема дифференциации образования. Выделяют две причины ее появления:
- Физическая невозможность изучения всего багажа знания.
- Индивидуальные различия обучающихся: интересы, темпы усвоения материала, уровень подготовки и т.д.
Эти социально-педагогические и психологические причины привели в конечном итоге к необходимости создания дифференциации обучения. Она представляет собой разделение всего научного материала на определенные сферы (специальности).
Наиболее интенсивно дифференциация обучения происходила в Западной Европе, особенно в Англии. В отечественной школе интерес к дифференциации возник в последние 2 десятилетия. Она начала проводиться в некоторых случаях нередко в ущерб обучающимся.
При дифференциации образование в западных странах, педагоги столкнулись с большим количеством трудностей. Это побудило их заняться выяснением правил и особенностей дифференциации. В результате многолетней работы были составлены некие универсальные требования проведения дифференциации:
- Первоначальная селекция должна осуществляться на очень ранних стадиях, следует создавать большое количество направлений обучения.
- Каждый человек должен иметь право на образовательный максимум, независимо от его будущей способности к определенной деятельности.
Чаще всего дифференциация во многих школах мира осуществляется в старших классах, когда выделяется 3 основных направления:
- Естественнонаучное
- Математическое
- Гуманитарное
Нужно отметить, что эти 3 направления могут дополняться в зависимости от направленности того или иного учебного заведения, например, может прибавляться языковое направление (углубленное изучение иностранных языков) и т.п.
Педагоги должны предоставлять учащимся возможность попробовать себя в разных видах деятельности, тем самым, формируя их интересы. А уже учащиеся должны сами определиться, какая область знаний им по душе.
Трудности, возникающие в ходе этого процесса, могут заключаться в недооценке учащимися значимости тех или иных предметов. В момент, когда возникнет необходимость их применения - учащийся просто может оказаться не готовым к этому. Встанет вопрос о переориентации или переквалификации.