Проблема сознания и самосознания человека.

Сознание

– представляет собой сложную философско-психическую проблему, связанную с пониманием сущности человека, его отличия от животных. С изучением этой проблемы связаны труды крупнейших философов и психологов: Рубинштейна, Юнга, Фрейда, Маслоу и др. Многие исследователи сознания любят ссылаться на положения Гесли, который пишет, что сознание также непонятно, как и появление джина из лампы Аладдина.

Психолог Спиркин определял сознание,

как осознанное бытие человека и отношение «Я» к « не - Я». Он отталкивался от того, что человек - сознательное существо, специфика которого состоит в способностях отделять в представлении свое «Я», от жизненного окружения.

Представители бихеовиаризма считают, что сознание – это лишь «уважаемая гипотеза», а его наличие у человека – иллюзия, которая не может служить основанием для его поведения. Сознание сравнивается ими с черным ящиком.

В отечественной психологии сознаниерассматривается как форма отражения внешнего мира – как его своеобразная модель, в рамках которой осуществляется мысленное манипулирование, позволяющее сопоставлять текущее состояние с прошлым и намечать цели будущего.

В настоящее время в качестве основных выделяют 3 свойства сознания:

  1. Способность к познанию
  2. Способность к переживанию
  3. Способность к построению отношений с миром в целом и с конкретными явлениями и людьми.

Эти свойства сознания реализуются с помощью взаимодействия процессов мышления и эмоций - в результате чего формируется субъективное отношение человека к миру, к окружающим его предметам и людям.

Все психические процессы вносят свой вклад в организацию сознания. Однако в зоне сознания находят отражения лишь малая часть всех сигналов, поступающих из внешней и внутренней среды организма; многое из того, что прежде было в поле актуального сознания, переводится в подсознательное регулирование и осуществляется человеком автоматически. В связи с этим Фрейд полагал, что бессознательное – это переживания подавляемые сознанием, против которых оно выдвигает мощные барьеры.

Венцом развития высших психических процессов является формирование самосознания. Самосознание

– это оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика, интересов, ценностей и мотивов поведения. Этот процесс носит глубоко общественный характер, т.к. мерилом для человека выступают другие люди. Оценка себя с точки зрения того с кем встречается человек – делают его все более многосторонним. Сознательное поведение является в таком случае не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о самом себе, сложившимся на основании представлений о нем окружающих.

В процессе жизнедеятельности и в общении у человека складывается самооценка, которая зависит от успехов и притязаний. Американский психологи Джеймс предложил формулу: Самоуважение = успех/притязания.

Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. Самосознание в данном случае должно дать человеку понять мотивы и результаты его поступков и притязаний, на основании которых он сможет сделать вывод о том, каков он на самом деле. Т.о. главная функция

самосознаниязаключается в поддержании приемлемого для личности уровня самоуважения.