Приемы и методы введения проблемной ситуации при изучении грамматики

А) Может ли кот совершать действия? Докажите это (бегать, прыгать);

Б) Может ли дом совершать какие-то действия самостоятельно. Дом может строиться, стоять, ломаться, но все эти действия совершаются над ним кем-нибудь.

2.На какой вопрос отвечает кот и дом?

Вывод: слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевленными. Слова, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.

Задание 2. Сравнить слова:

Чем они отличаются? (по способу передвижения)

кот-сам, самолет - кто-то, конь-сам, машина - кто-то.

3. Задать вопрос:

Вывод:

Если предмет передвигаться сам в пространстве, то он одушевленный, (живой), и отвечает на вопрос сто? (конь, кот) .

Если предмет не может передвигаться сам, то он неодушевленный, отвечает на вопрос что? (самолет, машинa) .

Б. При закреплении можно использовать следующие виды работ.

Задание 1. Разделите слова на 2 группы:

Конь, машина, волк, велосипед, самокат, лось, ролики, вертолет.

Вопрос учителя: по какому признаку вы разделили эти слова? Повторите правило.

Задание 2. Выпишите сначала существительные, которые отвечают на вопрос кто? потом - на вопрос что?

Октябрь, внучка, зима, темнота, трава, лыжник, дождь, грачи, собака, оттепель, корова, хищник, гром, сова .

Задание 3.

А) по рядам напишите по 3 предложения, которые имели бы существительное, которое можно увидеть в воде, в траве, на улице, и отвечало бы на вопрос кто?

Б) проверьте с объяснением : Почему задали вопрос кто?

Задание 4.

А) вспомните, что вы знаете об имени существительном. Распределите слова в две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Объясните, почему вы так сделали? По какому правилу?

Народ, пилот, завод, полет, город, поезд, поворот, год, ответ, свет.

Задание 5.

Пришла зима. С севера подул студеный ветер. С неба посыпались снежинки. Растут сугробы.

1. Подчеркните имена существительные.

2. Поставьте вопрос.

3. Двумя чертами подчеркните существительные, которые обозначают явления природы.

В. Проверка проводится в виде:

Задание 1.

1. Что вы знаете о существительном?

2. В какие группы вы можете объединить слова?

Машина,, цветок, корова, Мурка, часы, Алматы, Жучка, сорока; (группы, имена собственные, одушевленные и неодушевленные) .

Задание 2.

1. На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?

2. На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы?

3. Задание: выпишите в один столбик одушевленные, а в другой неодушевленные предметы.

Брат, мама, корабль, овраг, мороз, внук, река, бабушка, шуба, дуб, котенок. Коля, сосед урок, сирень, товарищ, воробей, день, рама.

Задание 3.

1. Выделите имя существительное: Два, двойка, удвоить.

2. Посмотрите на карточку. Что на ней изображено? 2 (двойка) Какой можно задать вопрос - что? - двойка .

3. А что изображено на этих карточках?

Какой можно задать вопрос к слову два:

сколько яблок? сколько карандашей?

4.Задайте вопрос к слову двойка

Я получил двойку, (что?)

Вывод: Двойка - это существительное, т. к. отвечает на вопрос что?

Задание4. Отгадайте загадки. Запишите ответы: сначала те, которые отвечают на вопрос кто?, затем, а затем на вопрос что?

-Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (корова);

-Белое одеяло весь мир покрывало, стало тепло - в речку утекло (снег);

-Кто зимой белый, а летом серый (заяц);

-Под соснами, под елками бежит мешок с иголками (еж) ;

-Стоит Антошка на одной ножке, шляпа есть, а головы нет (гриб) ;

-Не будильник, а разбудит, запоет - проснутся люди (петух) ;

Формирование понятия рода

Категория рода в русском языке является классификационной. Учащиеся получают представление о роде как об обязательной характеристике слова. Методически целесообразно строить объяснения, используя жизненный опыт учащихся. Так ребенку известно, что все люди делятся на мужчин и женщин и соответственно слова, могут быть мужского и женского рода. Сначала примеры подбираются по половому признаку (девочка, мальчик), с постепенным абстрагированием этого понятия (средний род).

А. Соответственно этому строятся уроки объяснения, на которых применяются такие задания:

Задание 1. Выпишите из словарного словаря слова, обозначающие животных и птиц.

Волк, ворон, заяц, коров , лис , петух, собак.

Вопрос учителя: На что заканчиваются эти слова. Давайте это отметим вот таким квадратом 

А) рассмотрим с вами слово волк. Серый волк лежал на дороге. За серым волк гнались собаки. Что изменилось в слове волк(ом) . Это мы и будем брать в квадратик.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5